Фандрайзинг. Проект и программа

Тема: «Товарные свойства» НГО».

Фандрайзинг - это "продажа" вашего продукта (услуги, проекта, программы, идеи, самой организации) потенциальному дарителю, спонсору, грантодателю. Но многие люди недостаточно понимают важность демонстрации ценности их проектов и их привлекательности для дарителей.

Поэтому необходимо выработать в обсуждении с членами правления, с сотрудниками и добровольцами, членами комитетов "товарные    качества" вашего проекта.  Во время обращения необходимо ярко преподносить эти моменты.  Разные дарители могут находить привлекательными различные аспекты вашего проекта и вашей работы, поэтому следует рассмотреть все возможные привлекательные моменты.

Не забывайте, что продуктом является и Ваша организация, поэтому проведите тщательный анализ своих сильных и слабых сторон. Всегда развивайте сильные стороны и старайтесь максимально нивелировать слабые.

Проведите анализ внутренних условий, включая миссию НГО и основополагающие ценности; регулирующие установления (устав, положения и т.д.); финансовые, материальные, человеческие ресурсы; управление организацией (структура организации и механизмы принятия решений, контроль и т.д.); взаимоотношения с внешней средой; результаты деятельности организации (её достижения или провалы); используемые подходы к решению проблем. Этот анализ описывает основные сильные стороны организации, которые необходимо укреплять и развивать в будущем (например, хорошие отношения с некоторыми фирмами, местной властью, умение писать заявки на гранты, организовывать освещение своей деятельности в прессе...). Необходимо оценить и её слабые стороны (например, отсутствие собственного помещения и опытных сотрудников, мало добровольцев...), с которыми необходимо справиться или постараться свести к минимуму их негативное влияние на деятельность организации. Сильные стороны организации являются её “товарными качествами”, позволяющими успешнее привлекать ресурсы.

ЭКОНОМНОСТЬ И РАЧИТЕЛЬНОСТЬ ОРГАНИЗАЦИИ. Они демонстрируются как эффективностью использования средств (на какую сумму вы оказываете услуг в расчёте на каждый вложенный рубль), так и расходами на административные нужды, а также на фандрайзинговые мероприятия.

ИЗВЕСТНОСТЬ ОРГАНИЗАЦИИ. Насколько хорошо знают о Вас в обществе, в частности те, к кому Вы обращаетесь за поддержкой? Кого хорошо знают, того охотнее поддержат.

ПОПУЛЯРНОСТЬ ЕЕ ИДЕЙ, ПОДДЕРЖКА СО СТОРОНЫ ДРУГИХ (ЛИЦ, ОРГАНИЗАЦИЙ, ОБЩЕСТВЕННОСТИ). Если Ваши идеи популярны в обществе, если они находят поддержку у представителей бизнеса, общественности, органов власти, то Вы сможете легче “продать” Вашу организацию. Наличие поддержки указывает на то, что, возможно, организация стоящая.

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ. Значительный бюджет НГО вселяет в потенциальных дарителей уверенность, что она является солидным учреждением и не прекратит своей деятельности. Но для НГО важна также устойчивость благодаря притоку нефинансовых ресурсов, в первую очередь - человеческих!

 

Тема: «Понятия «проект» и «программа»».

ЧТО ТАКОЕ ПРОГРАММА (ПРОЕКТ). Простота создания собственной организации способна вскружить голову. Для многих само понятие

"благотворительная организация" имеет какой-то мистический смысл. Кажется, стоит только зарегистрировать её устав, как сразу начнут решаться проблемы. Так, часто в ответ на вопрос "А какая у вашей организации программа?" можно услышать недоуменно-раздражительное: "Вы же читали наш устав - там все написано!".

В действительности то, что написано в Уставе - далеко не программа. Там записаны основные цели организации, отмечены основные направления её работы и виды её деятельности. Обратимся к словарю.

"Программа (от греческого "объявление", "распоряжение") - содержание и план деятельности, работ" (Советский энциклопедический словарь).

            "1. Благотворительной программой является комплекс мероприятий, утверждённых высшим органом управления благотворительной организацией и направленных на решение конкретных задач, соответствующих уставным целям этой организации.

            2. Благотворительная программа включает смету предполагаемых поступлений и планируемых расходов (включая оплату труда лиц, участвующих в реализации благотворительной программы), устанавливает этапы и сроки её реализации." (Закон Российской Федерации "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях").

Таким образом, программа состоит из описания конкретных направлений работы, шагов, которые необходимо предпринять для решения поставленных задач и достижения определённых целей. Причём необходимо помнить, что цели всегда должны быть направлены на решение ПРОБЛЕМЫ. Иными словами, программа - это стратегия организации по решению какой-либо проблемы, поэтому она всегда должна основываться на миссии и ценностях организации, опираться на уже достигнутые ею успехи.

Кроме того, нужно достаточно хорошо ориентироваться в том, что УЖЕ делается в этом направлении (для этого следует регулярно и тщательно собирать статистические данные, проводить исследования и анализ ситуации).

Лидерам благотворительных организаций следует помнить, что их программы и методы не должны повторять государственные подходы (они должны быть оригинальными и стоить меньше государственных). Программы благотворительных организаций основываются на привлечении альтернативных ресурсов, на вовлечении добровольцев, на развитии самопомощи среди нуждающихся (клиентов или членов организации) - именно в этом сила и залог успеха благотворительной организации.

Для гарантии успеха стоит быть гибкими и готовыми к партнёрству с другими организациями, государственными и коммерческими структурами. Поэтому программа благотворительной организации должна включать механизмы вовлечения в её реализацию других организаций. И, наконец, не стоит забывать о том, что любая программа может быть реализована лишь при наличии определённых ресурсов. Значит в программу должны быть включены позиции, касающиеся ресурс обеспечения и финансирования. Хорошо, когда программа предполагает развитие самофинансирования.

            И, наконец, чтобы избежать топтания на месте, напрасного расходования ресурсов и сохранения правильного направления движения организации, всегда следует знать, выполняется ли программа в данный момент времени. Для этого в программу закладываются критерии достижения целей (что? когда? достигнуто; какие произведены затраты), разрабатываются формы отчётности в процессе выполнения работы, разрабатывается план оценки результатов деятельности и указываются лица, ответственные за проведение оценки.

            И ещё один вывод можно сделать, прочитав определение "программы" в словаре. Так как "программа" - это "объявление", "распоряжение", то она должна быть чётко сформулирована, написана и доведена до сведения всех членов, сотрудников организации (особенно тех, кто будет участвовать в её реализации). Таким образом, программа превращается в руководство к действию, в бизнес-план организации.

            В принципе, методика составления благотворительного проекта аналогична составлению стратегического плана.

ИДЕАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ:

  • Основан на знании того, что уже делается в этом направлении (необходим сбор статистики, публикаций, анализ, исследования)
  • Легко тиражируется в других местах (желательно с меньшими затратами)
  • Имеет значение, выходящее за местные границы
  • Методы оригинальны и/или дешевле используемых в настоящее время (в частности, государственных, поэтому необходимо знание бюджетного финансирования и его нехватки)
  • В реализацию проекта вовлекаются и другие организации
  • Основан на развитии самопомощи среди клиентов, вовлечении добровольцев
  • В дальнейшем планирует самофинансирование (хотя бы частичное).

КАКИЕ ПРОЕКТЫ ОБЫЧНО ПОЛУЧАЮТ ПОДДЕРЖКУ

  1. Уже работающие интересные программы, которые могут стать лучше при вливании дополнительных средств. Это очень привлекательный вариант, потому что потенциальный даритель может заранее посмотреть, что за проект его просят профинансировать.
  2. Ряд разрозненных программ, которые выиграют, если их объединить.
  3. Абсолютно новая идея, предлагающая нестандартный, оригинальный, яркий подход.

ПРОЕКТ, ЗАСЛУЖИВАЮЩИЙ ФИНАНСИРОВАНИЯ ДОЛЖЕН:

  • Быть ясным, чётким - должен содержать точные описания расходов, для которых требуется финансирование, и описание работы, выполняемой организацией.
  • Содержать фактические материалы, таблицы и, если нужно, схемы, другие материалы (может быть необходимым провести предварительное обследование, чтобы оценить потребности, а также возможное отношение людей к тому, что предлагает ваша организация).
  • Быть важным - как для организации, так и для решения той проблемы на которую данный проект направлен. Долгосрочный эффект от проекта (программы) может быть дополнительным привлекательным моментом.
  • Быть эффективным - результат проекта должен заслуживать внимания и приносить существенную пользу.
  • Быть реалистичным - предлагаемая работа должна быть выполнимой необходимо оценить имеющиеся (или ожидаемые) ресурсы и то, как планируемая деятельность им соответствует.
  • Быть экономичным - дешёвым, иметь хороший результат при малых затратах денег дарителя.
  • Быть актуальным - по возможности должен отвечать “модным” проблемам.
  • Соответствовать интересам дарителя и его благотворительной политике.
  • Обладать оптимальной стоимостью для донора - стоимость проекта не должна быть слишком большой или слишком маленькой. Если стоимость проекта слишком велика, то она должна быть разделена на меньшие части.
  • Если планируется кооперироваться с другими организациями, следует обсудить проблему и проект с ними.

 

Тема: «Основы составления расходного бюджета НГО».

РАСХОДНЫЙ БЮДЖЕТ

Каждая организация должна иметь: бюджет расхода и бюджет дохода, дефицит бюджета, прошлогодний бюджет для сравнения.

            Доходный и расходный бюджеты могут быть использованы для контроля за финансовым состоянием вашей организации, выявления проблем и принятия решений о том, как с ними справляться.

            Полезно делать долгосрочный бюджет (с поправкой на инфляцию), на  3-5 лет. Это позволит планировать вперёд и получать деньги к нужному сроку, так как большинство методов фандрайзинга требуют больших временных затрат.

Кому нужен бюджет:

  • высшему органу организации - для контроля за расходованием;
  • исполнительным органам - для успешного планирования и руководства деятельностью;
  • потенциальным спонсорам, дарителям, грантодателям - для оценки предлагаемых программ.

Бюджет - план действий (в основном - по расходованию ресурсов во времени), демонстрирующий что организация хочет выполнить за данный период и как имеющиеся ресурсы будут распределены для выполнения задач.

Бюджет может создаваться двумя путями:

  • на основе расходов (которые планируются исходя из имеющихся или ожидаемых средств) - этот подход не нацелен на развитие, так как ориентируется на то, что имеется в наличии;
  • на основе программ (осуществляемых или планируемых) - этот подход ориентирован на развитие, предполагает активность в разработке проектов и поиске ресурсов (ресурсы ищутся под поставленные задачи).

СОСТАВЛЕНИЕ РАСХОДНОГО БЮДЖЕТА.

Цель расходного бюджета - определить сколько будет стоить реализация всего, на что тратятся ваши деньги и другие ресурсы, чтобы спланировать пути и методы фандрайзинга. Он также обеспечивает возможность контроля за всеми расходами, наблюдения за процессом фандрайзинга и управления вашей организацией. По мере реализации бюджет будет подвергаться корректировке и будет отражать реальную финансовую ситуацию.

РАСХОДНЫЙ БЮДЖЕТ должен быть тщательно разработан (с включением в него затрат на фандрайзинг - чтобы не искать потом ещё финансирование на уже произведённые расходы).

ПЛАНИРОВАНИЕ БЮДЖЕТА НА ОСНОВЕ ПРОГРАММ

Каждый проект должен содержать перечень потребностей -  необходимых для его реализации ресурсов. Это, по сути, расходный бюджет организации. Составление этого перечня напоминает составление кулинарного рецепта.

Чтобы приготовить, например, винегрет на 4 персоны, нам нужен определённый набор продуктов в определённом количестве. Надо написать все, что требуется, даже если что-то у нас уже имеется. Напротив, каждой позиции следует указать количество. При этом стоит помнить, что некоторые продукты при приготовлении теряют в весе (например, около 10% веса картофеля уйдёт в мусорное ведро с очистками), значит приобретать эти продукты следует с учётом этого явления. (В реальной организации подобное может иметь место, например, при оплате труда сотрудников, когда на 100 рублей зарплаты организация выплачивает без малого 40 рублей в различные фонды - пенсионный, занятости и т.д.).

            Затем мы отмечаем, что у нас имеется и в каком количестве и что надо приобрести.

            Итак, надо выписать все, что необходимо для реализации программ, независимо от того, есть ли это у Вас в наличии или нет, платите Вы за это или получаете бесплатно

            Не забывайте поправку на инфляцию!

Когда все собрано воедино и определена стоимость каждого пункта, появляется возможность:

  • обосновать ваши финансовые потребности
  • оптимизировать управление финансами и ресурсами организации
  • обосновать критерии контроля и оценки деятельности
  • приступить к подготовке ДОХОДНОГО БЮДЖЕТА, отражающего потребности организации, формы получения необходимых ресурсов (финансовые, натуральные, услуги, информация), предполагаемые их источники.

ТЕКУЩИЕ РАСХОДЫ ИЛИ ДАЛЬНЕЙШЕЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ.

            Не будет большой победы, если вы соберёте необходимую сумму для начала проекта, но не будете иметь средств для его текущей реализации.

            Если вы не определите, КАКОВА БУДЕТ СТОИМОСТЬ ПРОЕКТА ПОСЛЕ ТОГО, КАК ОН БУДЕТ ПУЩЕН, ОТКУДА ВОЗЬМУТСЯ СРЕДСТВА ДЛЯ ПОДДЕРЖАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОЕКТА, на нем можно будет поставить крест. К тому же может оказаться сложнее собрать пожертвования на начало проекта, если у вас не будет чётких планов относительно финансирования текущих расходов.