Форум

Добрый день!

На нашем сайте открылся раздел «ФОРУМ». Данный раздел работает в формате «вопрос – ответ». В этом разделе Вы можете задать вопросы, которые волнуют Вас. Мы постараемся ответить в течение двух дней.

Кроме того, на форуме Вы можете обсудить с другими участниками форума интересующие Вас темы или проблемы соблюдения прав детей-инвалидов.

Свой вопрос Вы должны отправить на электронную почту: tesipova@mai.ru или oreh_av@mail.ru.

Мы размещаем ответ в данном разделе.

Вы также можете отправить по указанным выше электронным адресам Ваш комментарий или ответ любому участнику форума.

  1. 17.11.2023 19:22 | Анна

    Добрый день! Подскажите варианты кинезиологических упражнений.

    Здравствуйте! Есть самые простые упражнения, но не менее эффективные, которые легко запомнить.

    1. Самомассаж пальцев рук

     

    1. «Горизонтальные восьмёрки»

     

    1. «Глаз-путешественник»

    1. «Ухо-нос»

     

    1. «Змейка»

     

    1. «Симметричные рисунки»

     

    Не все может получится сейчас и немедленно – над некоторыми упражнениями придётся долго потрудится. Но цель оправдывает средства.

    В ответе мы использовали информацию из открытых источников сети Интернет.

     

  2. 17.11.2023 19:21 | Юлия

    Добрый день! Какие упражнения можно выполнять перед выполнением уроков?

    Здравствуйте! Успешность школьного обучения связана с уровнем развития межполушарного взаимодействия и учёта индивидуального профиля функциональной асимметрии полушарий. Родители не в силах повлиять на выбор методик обучения, но активизировать деятельность коры мозга, улучшив тем самым процессы усвоения новых навыков — посильная задача.

    Наиболее оптимальный период для интеллектуального развития — это возраст до 10 лет. В это время кора больших полушарий не закончила своё формирование и мозг, как говорят специалисты, пластичен. Поэтому повлиять на деятельность коры можно посредством специальных двигательных упражнений, так называемых кинезиологических упражнений.

    Основным условием к квалифицированного использованию кинезиологических комплексов является соблюдение методики выполнение. Упражнения дают кумулятивный эффект и требуют систематического повторения. Продолжительность занятий — 10 – 15 минут. А. Л. Сиротюк кинезиологические упражнения рассматривает как часть учебного занятия или как самостоятельные тренировочные комплексы.

    Виды кинезиологических упражнений

    •  Растяжки. Регулируют гипертонус (непроизвольное мускульное напряжение) и гипотонус (непроизвольная мускульная слабость).
    • Дыхательная гимнастика. Нормализуют биоритмы организма.
    • Глазодвигательная гимнастика. Расширяет поле зрения, активизирует зрительное восприятие. Однонаправленные и разнонаправленные движения глаз и языка синхронизируют работу левого и правого полушария, повышают энергетизацию организма.
    • Телесная практика. Развивается межполушарное взаимодействие, ликвидирует мышечные зажимы.
    • Упражнения на релаксацию. Способствуют снятию напряжения.

    В ответе мы использовали информацию из открытых источников сети Интернет.

     

  3. 11.11.2023 19:20 | Светлана

    Добрый день! Мой ребёнок плохо засыпает и плохо спит. Что делать?

    Здравствуйте! Нарушение сна в детском возрасте влияет на физическое и психическое состояние ребёнка. По данным врачей-сомнологов, различные нарушения сна встречаются у 10—30% детей, и распространённость их зависит от возраста. Часто встречается поведенческая инсомния, характеризующаяся трудным засыпанием или нарушением поддержания сна в нужном режиме. Это, как правило, связано с тем, что родители не выработали привычку у ребёнка к самостоятельному засыпанию и сну без присутствия взрослых. Поведенческая инсомния наиболее часто встречается у детей первых 4—5 лет жизни и практически не приносит вреда ребёнку, если он имеет возможность получить нормальное количество часов сна в сутки. При этом типе инсомнии больше страдают родители, чем дети.

    Инсомния при нарушении гигиены сна связана с дневной деятельностью, несовместимой с поддержанием достаточного качества сна, с длительным бодрствованием в вечерние и ночные часы, периодическими дневными засыпаниями, нерегулярным временем утреннего просыпания и отхождения ко сну. Психофизиологическая инсомния чаще возникает у эмоциональных и тревожных детей. У них формируется порочный круг на определённые ассоциации. Например, ребёнок не может долго заснуть вечером в воскресенье, так как на следующее утро необходимо идти в детский сад, с которым у него связаны негативные ассоциации. При этом у ребёнка может развиться страх «своей постели». В то время как в другой комнате, не своей кровати, в гостях ребёнок засыпает без проблем.

    Бруксизм — скрежет зубами во время сна представляет собой усиленный вариант жевательной активности во сне. Возникновение данного явления может быть генетически обусловлено. Кроме того, на возникновение бруксизма может влиять аномалия прикуса, тревожное состояние и внутреннее напряжение у ребёнка в дневное время суток. При этом широко бытующее мнение о связи скрежета зубами ночью с глистной инвазией не доказано.

    В заключение следует отметить, что наряду с функциональными нарушениями сна, связанными с созреванием центральной нервной системы, развитием и становлением личности ребёнка, не вызывающими опасности для жизни, существуют и потенциально опасные расстройства сна. Поэтому при обращении родителей к врачу по поводу появления симптомов нарушения сна у ребёнка его необходимо проконсультировать у психоневролога, а в ряде случаев — и у детского психиатра (сомнолога).

    Используемая литература:

    1. Гольбин А.Ц. Патологический сон у детей. – Л. – 1997. – 248 с.

    2. Пальчик А.Б., Шабалов Н.П. Нарушения сна у детей // Детские болезни. – СПб. – 2002. – Т. 2. – С. 545–562.

     

  4. 09.11.2023 19:20 | Евгения

    Добрый день! Старший ребёнок ревнует к младшему. Как мне себя вести? 

    Здравствуйте! Вайолет Оклендер (американский детский психотерапевт) отмечала, что когда «братья и сёстры толкают, пинают, кусают и дёргают за волосы друг друга, визжа так, что родители слышат издалека», то «такое поведение больше адресовано родителям, чем друг другу». Понимая, что происходит с вашим ребёнком, вы можете скорректировать свои реакции и стратегию воспитания. Рассмотрим частные причины и триггеры детской ревности, к которыми стоит быть внимательными:

    • Сам факт появления в семье ещё одного ребёнка. Даже подготовленный родителями ребёнок может испытывать тревогу от столь кардинальных перемен в его мире, в котором ещё вчера было всё так привычно и понятно.
    • Страх потери любви и внимания. Этот страх может основываться как на тревогах от непредсказуемости новой ситуации, так и на фактическом снижении уделяемого родителями времени и тепла, перенаправленных на младшего ребёнка.
    • Обязанность любить. Ребёнок имеет право на любые чувства по отношению к младшему брату или сестре. Давление и требование родителей любить приводит лишь к тому, что дети будут это делать не искренне, а скорее на показ. Истинная любовь зарождается сама, а не по команде.
    • Запрет на выражение негативных эмоций. Ссоры и споры между детьми обычное дело (безусловно речь не о кровопролитии), но иногда родители выстраивают политику семьи так, что ставят строгий запрет на подобные проявления.
    • «Он же маленький». Постоянные вынужденные уступки младшему приводят к усилению у ребёнка чувства беззащитности и второсортности в противовес росту у младшего чувства безнаказанности и превосходства.
    • Любимчик. Бывает, что в семье фокус внимания и ласки так смещён на одного, что другой ребёнок чувствует себя отвергнутым. Будто бы оставлен на обочине семьи. Невидимка. Возникает злость и обида, выплёскиваемые затем на объект обожания семьи.
    • Соперничество. Стимулирование конкуренции между родными братьями и сёстрами с большой долей вероятности приведёт к враждебности в отношениях.
    • Зависть. Младенцам в первые годы жизни необходимо воистину бесконечное количество вещей. Старший ребёнок при этом может чувствовать себя обделённым «подарками», «дарами любви».
    • Потеря права собственности. Иногда родители обязывают своих детей делиться и отдавать, игнорируя то, что у тех, в свою очередь, есть полное право сказать: «Нет, это моя любимая конфета и я хочу её съесть сам/сама».

    В ответе мы использовали информацию из открытых источников сети Интернет.

     

  5. 03.11.2023 19:19 | Ольга

    Добрый день! Подскажите, как разнообразить совместную деятельность с ребёнком дома?

    Здравствуйте! Все дети очень любят подвижные игры, а если они ещё сопровождаются музыкой, то они обретают новый смысл и дарят совершенно другие положительные эмоции. Музыка – как одно из наиболее доступных искусств с её огромным эмоциональным влиянием, с её богатыми средствами выразительности даёт возможность бесконечно разнообразить приёмы движений и характер упражнений. Попробуйте дома использовать движения под музыку. Музыкальные, логоритмические упражнения решают очень важные задачи: стремление растормозить перенапряжённый мышечный тонус; развитие волевой сферы.

    Основным материалом по развитию чувства ритма в движениях являются танцы, хороводы и игры. Разучивание элементов танца непременно надо сопровождать счётом. А ещё полезнее выбирать танцы со словами, они помогут лучше прочувствовать ритм и запомнить последовательность движений.

    Пример:

    «Веселей танцуйте, ножки,

    Раз, два, три, четыре, пять.

    Громче хлопайте, ладошки,

    Начинаем танцевать»

    «Вправо, влево поворот,

    А потом наоборот

    Влево, вправо поворот…» («Полька» С.Рахманинов)

    Сделай ручкой хлоп, хлоп, хлоп,

    Сделай ножкой топ, топ, топ («Полька» М.Глинка)

     

    Также полезны игры без музыки и музыкальные: «Заинька, выходи», «Яблонька», «Скворцы и воробей» и другие. Когда движения детей будут отвечать предъявленным к ним выше требованиям, то их, как и музыку, можно использовать в работе над ритмом речи. Движения должны сочетаться с ритмико- словесным ударением стиха. Каждый шаг приходиться на ударный слог.

    Пример:

    «Ищут пожарные, ищет милиция

    Ищут фотографы в нашей столице».

    Или «По дорожке вдоль пруда

    Я гуляю иногда»

    Используемая литература: Пунина З.Е. «Ритмика для детей с расстройствами речи и слуха», Самойленко Н.С. и Гринер В.А. «Логопедическая ритмика»

     

  6. 23.10.2023 20:13 | Ольга

    Добрый день! Как связаны мелкая моторика и развитие речи? 

    Здравствуйте! Все исследователи, изучавшие развитие психики детей, отмечают огромное стимулирующее влияние мелких движений руки. Недаром мышление у детей развивается от наглядно-действенного (при котором ребёнок производит действия непосредственно с предметом и таким образом знакомится с ним, запуская процесс мышления) к наглядно-образному (при котором конкретный предмет заменяется образом, мысленным представлением), а затем к абстрактно-логическому (при котором ребёнок может мысленно представить свои действия и их результат).

    Мелкие движения пальцев рук у людей совершенствовались в процессе эволюции, когда люди выполняли руками все более тонкую, скоординированную и сложную работу. В связи с этим увеличивалась площадь двигательной проекции кисти руки в человеческом мозге, т. е. развитие функций руки и речи у людей шло параллельно.

    Примерно также происходит развитие речи ребёнка: сначала развиваются мелкие движения пальцев рук (от ощупывания, простых действий с предметом к навыкам самообслуживания, рисования и письма), затем речь (от артикуляции отдельных звуков и слогов к проговариванию слов и предложений). Все последующее совершенствование речи напрямую зависит от степени тренировки мелких движений руки.

    Вам на электронную почту отправлена ссылка на игры для развития моторики.

    Вся информация взята из открытых источников сети Интернет.

  7. 18.10.2023 20:12 | Ольга

    Добрый день! Что такое диспраксия? Как с этим справляться?

    Диспраксия («dys» – нарушение, затруднение; «praxis» – движение) – это довольно распространенное заболевание, которое проявляется в нарушении координации целенаправленных двигательных актов. При этом у ребёнка не должно быть проблем с костно-мышечной системой или параличей.

    «Неуклюжий» – первая мысль, которая возникает при наблюдении за таким малышом. Он постоянно что-то роняет, куда-то врезается, падает на ровном месте. Не зря второе название диспраксии – «синдром неуклюжего ребёнка». Но относиться к этому расстройству легкомысленно нельзя – без своевременной помощи оно будет значительно мешать взаимодействию с окружающим миром на протяжении всей жизни. Точная причина диспраксии не выделена. Однако последние исследования позволяют предполагать, что её развитие в первую очередь связано с недоразвитием нейронов – клеток головного мозга. Стоит отметить, что диспраксия не влияет на интеллект, однако практически всегда приводит к трудностям в обучении – затрагивается речевая функция, способность к самоорганизации и обработке информации. Кроме того, такие дети быстро утомляются, так как энергетические затраты на совершение повседневных действий у них намного выше среднего.

    Симптомы диспраксии.

    Проявления у всех разные. Обычно у детей с диспраксией можно встретить следующее:

    • Поздно и тяжелее начинает ползать, сидеть, ходить, разговаривать.
    • Требуется более длительное время для освоения любого вида деятельности.
    • Часто попадает в мелкие неприятности: роняет вещи, падает, ударяется и т.п.
    • Нарушение пространственного восприятия, часто путает право/лево, спереди/сзади.
    • Трудности с визуальным восприятием, что приводит к проблемам с беглым чтением, письмом и способностью копировать что-либо.
    • Проблемы со слуховым восприятием, что мешает следовать устным инструкциям или понимать объяснения, легко отвлекает фоновый звук.
    • Речевые трудности: различные проблемы с речью и произношением, долго сосредотачивается, чтобы ответить на вопрос, даже если знает ответ.
    • Проблемы с самоорганизацией: часто забывает и теряет вещи, плохо следует инструкциям, трудно выполнять многошаговые задания (например, «полоса препятствий»).

    В дальнейшем всё это способствует возникновению социальных трудностей: дети не могут нормально контактировать со сверстниками, не вписываются в компании, у них снижается самооценка, возникает тревожность и развиваются психологические проблемы.

    Лечение диспраксии.

    В лечении принимают участие разные специалисты: логопеды, психологи и врачи. Профессиональная помощь всегда адаптируется под индивидуальные потребности. Родители тоже должны участвовать: создавать спокойную обстановку, хвалить и поощрять за успехи, быть терпеливыми. Придётся обучать малыша тем вещам, которые для других являются совершенно естественными. Но переживать не стоит: со временем ребёнок научится контролировать сложные движения, восстановится речь и моторика, появится навык саморегуляции.

    Вся информация взята из открытых источников сети Интернет.

  8. 11.10.2023 20:11 | Юлия

    Добрый день! Нам посоветовали походить на песочную терапию. Для чего она необходима?

    Здравствуйте! Песочная терапия – это возможность выразить то, для чего трудно подобрать слова, соприкоснуться с тем, к чему трудно обратиться напрямую, увидеть в себе то, что обычно ускользает от сознательного восприятия. К. Д. Ушинский писал: «Самая лучшая игрушка для детей – кучка песка!». Что же происходит с ребёнком, когда он играет в песок? Ребёнок с особыми потребностями в развитии, часто словами не может выразить свои переживания, страхи, эмоции и тут ему на помощь приходят игры с песком. Проигрывая взволновавшие его ситуации, создавая картину собственного мира из песка, ребёнок освобождается от напряжения. А самое главное — он приобретает бесценный опыт символического разрешения множества жизненных ситуаций, ведь в настоящей сказке все заканчивается хорошо! Дошкольники с удовольствием играют в песок, потому что такие игры насыщены разными эмоциями: восторгом, удивлением, волнением, радостью. Это даёт возможность использовать игры с песком для развития и обогащения эмоционального опыта ребёнка, для профилактики и коррекции его психических состояний. Песок обладает свойством пропускать воду. В связи с этим специалисты утверждают, что он поглощает негативную психическую энергию, взаимодействие с ним очищает энергетику человека, стабилизирует эмоциональное состояние. Песок нередко действует на детей как магнит. Их руки сами, неосознанно, начинают пересыпать и просеивать песок, выкапывать ямки, строить тоннели, горы, дороги, города. А если к этому добавить различные игрушки, то у ребёнка появляется собственный мир, где он выдумывает и фантазирует, и, в то же время, учится работать и добиваться цели. Создание песочных построек не требует особых умений. Также в работе с песком у ребят развивается творчество и фантазия. Они получают от этого процесса удовольствие, что способствует возникновению положительных эмоций и развитию коммуникативных навыков. В песочнице мощно развивается тактильная чувствительность, мелкая моторика, речь. Занимательна «Песочная грамота», то есть игры, направленные на развитие фонематического слуха, коррекцию звукопроизношения, обучения чтению и письму. Песок станет подспорьем, если ребёнок учится читать и писать, осваивает грамоту или ему необходима помощь, чтобы научиться правильно, произносить звуки. Играйте с детьми в песок! Это просто, интересно, увлекательно и полезно!

    Используемая литература: «Использование песочной терапии в работе с детьми с ОВЗ». Фадина Л.Ф.

  9. 07.10.2023 20:10 | Наталья

    Здравствуйте! Должен ли ребёнок делиться игрушками?

    Здравствуйте! У большинства родителей есть своеобразная чёткая установка, согласно которой их ребёнок должен непременно делиться своими игрушками, если же они слышат от него отказ, следовательно он жадничает. Но такая установка довольно лицемерна, если вспомнить, что сами взрослые вряд ли захотят делиться своими личными вещами, мобильным телефоном, украшениями или чем-нибудь ещё. А ведь для ребёнка, его игрушки – это такая же ценность, как наши личные вещи для нас самих. Следовательно, родители должны относиться с уважением к праву ребёнка распоряжаться своим имуществом.

    Необходимо спокойно относиться к тому, что каждый из детей не захочет делиться друг с другом. Это нормально. Но при этом следует каждому из детей объяснить, что у них есть право распоряжаться своими игрушками по своему усмотрению, то есть, как они сами этого хотят.

    Если вы будете игнорировать отказы ребёнка на просьбу (требование) поделиться чем-либо, тем самым, закрепляя в их сознании недопустимость отказа и слова «нет» как такового, то ваш ребёнок рискует вырасти не умеющим отстаивать свои интересы. Такие дети, взрослея, будут часто действовать во вред своим интересам, стараясь угодить окружающим, параллельно «зарабатывая» себе новые комплексы.

    Либо ситуация будет развиваться наоборот: уже будучи взрослым, ваш ребёнок наоборот будет стараться компенсировать недополученное в детстве излишней жадностью и скупостью.

    Для решения данной ситуации мы предлагаем рассмотреть вам следующие рекомендации:

    • определите и согласуйте со всеми своими детьми, какие игрушки будут общими, а какие личные;
    • если покупаете новые вещи или игрушки, то покупайте сразу всем детям одновременно, то есть, если что-то покупается одному ребёнку, то надо купить что-то и другому (за исключением, если покупка приурочена к Дню Рождения);
    • у каждого из детей должно быть своё личное место под их игрушки: полки, уголок, ящик или контейнер;
    • объясните каждому ребёнку, что они могут без проблем играться общими игрушками в любое время, однако не должны без спроса трогать и брать личные игрушки друг друга, с раннего возраста прививайте детям уважение к собственности другого человека, учите относиться с пониманием к праву говорить «нет»;
    • дети не всегда понимают, как правильно просить что-либо у другого человека, следовательно важно их научить, как вежливо просить у другого ребёнка разрешение, чтобы поиграться его игрушкой или предложить временно поменяться чем-либо.
    • научите ребёнка с уважением относиться к отказу, объясните, что если иногда он тоже не хочет чем-то делиться, то почему другие не могут поступать таким же образом?
    • никогда не называйте ребёнка жадиной, скрягой и прочими синонимами. Этими оскорбительными прозвищами вы как будто говорите ребёнку, что нежелание отдавать что-то своё другому человеку – это плохо и непростительно.

    Лучше всего с детства приучайте детей спрашивать разрешение на игрушки, учите их договариваться между собой, обмениваться, но в ту же очередь – объясняйте необходимость уважения права на отказ и личные границы каждого ребёнка.

    Вся информация взята из открытых источников сети Интернет.

  10. 02.10.2023 20:10 | Юлия

    Добрый день! Мой ребёнок грызёт ногти. Подскажите, что делать?

    Здравствуйте! Для начала нужно осознать, что делать нельзя: ругать, кричать, бить по рукам, заострять внимание малыша на этом действии. У ребёнка привычка грызть ногти идёт на автомате, и он очень удивляется, когда вы вдруг начинаете на него кричать.

    Не обсуждайте своего ребёнка с другими в его присутствии, например о наличие у него неврологических или других проблем. Ребёнок все равно услышит, а истолкует по-своему, конечно не в вашу пользу.

    Увидели, как ребёнок опять грызёт ногти: подойдите, чётко и аккуратно уберите его ручки от лица, поцелуйте, погладьте по голове, скажите что-то нежное и успокаивающее, спросите, какое у него настроение, что беспокоит, отвлеките его. На каждого ребёнка выделяйте ежедневно хотя бы по 20 минут общения, он должен почувствовать себя нужным и любимым.

    Не забывайте о соблюдении гигиены — проверьте ноготочки малыша, они должны быть коротко и ровно пострижены, внушите мысль об обязательной ухоженности внешности. Чем раньше мысль об опрятности укрепится в мозгу ребёнка, тем лучше.

    Обязательно расскажите о том, сколько грязи копится под ногтями и к чему это может приводить. Для наглядности покажите устрашающие фото с изображениями паразитов. Большинство детей от природы брезгливы и запомнят это. Особо впечатлительным расскажите сказку на эту тему.

    Пересмотрите график ребёнка — может, что-то из него исключить (имеются в виду секции). Перегрузки могут приводить к нарушениям сна.

    Если предстоит отправить ребёнка в детсад или школу – заранее приучайте малыша к коллективу. Существуют группы развития, нулевые школы, где с детьми присутствуют родители, а в школах — это подготовительные занятия хотя бы по часу 2 раза в неделю.

    Развивайте мелкую моторику (лепка, рисование, игра в конструктор, на музыкальных инструментах и т. д.). Окружение ребёнка должно быть психологически нормальным — без ругани, ссор и агрессии. Поощряйте ребёнка за выражение эмоций даже, если они отрицательные.

    Обязательными должны стать беседы с ребёнком на обсуждение его проблем. Их он может выражать не только словами, но и в рисунках, к примеру.

    При занятиях с ребёнком сосредотачивайтесь на весёлых играх. Не забывайте и поощрять за то, что давно не тянет руки в рот. Только нужно заранее обговорить это, например, целый день не будешь грызть ногти, куплю мороженное или игрушку, которую он давно хотел.

    Дети любят радовать своих родителей, они очень вас любят. Поэтому похвала относительно их привычек или формирование здоровых побуждает повторять это.

    Сделайте дочке красивый маникюр, чтобы она наглядно увидела, как здорово, когда ноготочки содержатся в идеальном порядке. Можете даже покрыть их специальным детским лаком. Аккуратные, ровно подстриженные ногти у девочки или мальчика — это всегда красиво, надо почаще напоминать детям об этом!

    Начиная отучать ребёнка от вредной привычки, запомните, что это не произойдёт за один день. Ведь и привычка возникла не сразу. Проявите терпение и энтузиазм! Не стесняйтесь говорить о любви к своему ребёнку, проводите с ним как можно больше времени. Он поймёт, что вы любите его, даже когда не одобряете его поведения. Такое ваше безусловное его приятие поможет в избавлении от психологической зависимости.

    В ответе мы использовали информацию, которую Вы легко можете найти в сети Интернет. Вся информация взята из открытых источников. 

  11. 26.09.2023 19:04 | Анна

    Добрый день! Хочу продолжить разговор про моторику. Расскажите о развитии крупной моторики у детей 1-2 года жизни.

    Здравствуйте! При ежемесячных медицинских осмотрах на протяжении первого года жизни младенца педиатр оценивает прогресс крупной и мелкой детской моторики. Затем такие проверки происходят реже, но продолжают оставаться важными, поскольку позволяют убедиться, что каждое достижение малыша соответствует давно известной последовательности. То есть, это говорит, что развитие ЦНС, мускулатуры и опорно-двигательного аппарата ребёнка соответствуют нормам возраста.

    Прогресс крупной моторики в зависимости от возраста:

    • В течение первых двух месяцев новорождённый способен лежать на спине, поворачивать голову, более осознанными становятся движения конечностями.
    • В 3-5 месяцев ребёнок всё увереннее контролирует голову, может даже поднимать её вместе с плечами, лёжа на животе. Он может сводить вместе ладони, но всё же рановато ещё играть с ним в ладушки.
    • В 6-8 месяцев ручки малыша уже умеют хватать, и благодаря им он подтягивается, пытаясь сесть из позиции лёжа на спине. В 8 месяцев он уже научится сидеть без посторонней помощи. Чуть позднее кроха научится садиться, будучи лежащим на животе.
    • С 9 по 11 месяцы бутуз увлечённо изучает окружающий мир. В этом ему помогают умения уверенно ползать и, придерживаясь опоры, вставать на ноги.
    • В 12-14 месяцев малыш продолжает быстро взрослеть, иногда даже радуя первыми шагами к своей первой годовщине. Пока это выглядит довольно нелепо – вытянутые вперёд руки и широко расставленные ноги, но для начала сойдёт. Уже через два месяца крошка начнёт взбираться на низенькие стульчики и диваны и подбирать с пола различные предметы.

     

    В ответе мы использовали следующий материал: Парфенова Татьяна Владимировна. Развитие моторной системы.  Т.В. Парфенова// Дефектология проф. Журнал № 22711.

  12. 18.09.2023 19:02 | Анна

    Добрый день! Какие упражнения для мелкой моторики?

    Здравствуйте! Обратите внимания на следующие упражнения для развития мелкой моторики.

    • Игры «Кто это приехал?» и «Здравствуй, пальчик!» являются упражнениями на пальчиковую моторику. Если при их инсценировке включить воображение, то можно получить настоящий театр.
    • Можно катать шарики из пластилина или попросить ребёнка слепить конкретный предмет: начиная с простейшего и постепенно усложняя задачу.
    • Пусть малыш рвёт на кусочки бумагу – чем они будут мельче, тем, значит, лучше у него развита мелкая моторика.
    • Дать ребёнку перебирать чётки, бусы, прочие мелкие предметы разных форм и фактур, благодаря чему у него будет параллельно развиваться чувство осязания.
    • Пусть малыш застёгивает пуговицы, завязывает и затем развязывает узелки. При этом нужно придерживаться принципа «от большого к малому».

    Упражнения, развивающие тактильную чувствительность и движения кистей и пальцев рук со сложной координацией:

    • Пусть ребёнок опустит руки в сосуд, наполненный однородным материалом (водой, песком, дробинками, любыми крупами, мелкими предметами), и на протяжении 1-2 минут перемешивает его содержимое. После этого предложить ему сосуд с наполнителем, имеющим другую фактуру. Когда малыш сделает несколько подобных проб, ему следует завязать глаза и предложить очередной сосуд для погружения рук, а он должен, ощупывая содержимое пальцами вслепую отгадать, чем он наполнен.
    • Отгадывание знаков (букв, цифр, фигур) тактильно «написанных» на обеих руках.
    • Лепка из пластилина тех же цифр, букв или геометрических фигур. Школьники могут лепить не только печатные, но и рукописные буквы. После этого ребёнок с закрытыми глазами должен опознать слепленные знаки.
    • Перекатывание между пальцами карандаша – от большого пальца к мизинцу и назад, провести поочерёдно для обеих рук.
    • Игры с бытовыми предметами. Можно взять яркий поднос, на который тонким слоем насыпать любую крупу. Затем пусть ребёнок проведёт по крупе пальцем – получится разноцветная линия. Пусть он произвольно сделает несколько хаотичных линий, после чего можно вместе с ним нарисовать буквы или конкретные предметы (волны, дождик, забор).
    • Подобрать разнокалиберные и разноцветные пуговицы, с помощью которых вначале пусть сам взрослый выложит какой-нибудь рисунок, а после предложит повторить его ребёнку. Когда малыш научится делать это самостоятельно, то он может придумать и свои собственные рисунки. Из пуговиц можно придумать массу мозаик: бабочку, неваляшку, бусы, мячики, снеговик, грибок и т. д.

    В ответе мы использовали информацию, которую Вы легко можете найти в сети Интернет. Используемая литература: Автор: Парфенова Татьяна Владимировна. Развитие моторной системы.  Т.В. Парфенова// Дефектология проф. Журнал22711.

  13. 10.09.2023 19:01 | Анна

    Добрый день! Расскажите об игрушках для развития мелкой моторики.

    Здравствуйте! Развивать мелкую моторику можно с помощью самых разнообразных предметов, которые можно использовать для развивающих игр. Отлично подойдёт для этой цели, например, сухая фасоль или горох. Можно перемешать несколько видов бобовых и предложить малышу рассортировать их.

    Для детей до трёх лет такое занятие ещё рановато и даже чревато, а вот для трёхлеток и постарше окажется весьма полезным оказаться в роли Золушки. Есть полезная игра «Угадайка» с весьма простыми правилами. Ребёнку следует завязать глаза и вкладывать по очереди в его руки хорошо знакомые ему предметы, которые он должен угадать и описать их свойства.

    Можно с большим успехом развивать мелкую моторику с помощью наборов для рисования и канцтоваров (раскрасок, детских ножниц, фломастеров, карандашей) – стоит только проявить фантазию. Прекрасным инструментом тренировки является мозаика, вариантов которой придумано множество по размерам, типам и для любых возрастов. От мозаики можно постепенно переходить на пазлы, которые отлично развивают воображение, мышление, логику и моторику. Развитию моторики прекрасно помогают перчаточные куклы, которыми можно пользоваться и в самом раннем детстве – но тогда ими руководить должен, конечно, взрослый. По мере подрастания малыша, он и сам может справиться с такой игрушкой. С помощью таких кукол можно разыгрывать знакомые сюжеты сказок, а впоследствии придумывать и свои собственные.

    В ответе мы использовали информацию, которую Вы легко можете найти в сети Интернет. Используемая литература: Автор: Парфенова Татьяна Владимировна. Развитие моторной системы.  Т.В. Парфенова// Дефектология проф. Журнал № 22711.

  14. 03.09.2023 19:00 | Ольга

    Добрый день! Влияют ли переезды на психологическое состояние ребёнка?

    Здравствуйте! Любая смена обстановки — это изменение привычного порядка. В этом смысле переезд или путешествие — стресс для ребёнка. С другой стороны, человек создаёт себя из опыта, который с ним происходит. Поэтому разнообразие опыта тоже важно. То есть слишком много разнообразных впечатлений — это плохо, так как теряется логика и последовательность. У малыша ещё слишком мало ресурсов, чтобы воспользоваться полученным опытом, упорядочить всё в голове. Но слишком мало опыта — тоже плохо, потому что не из чего себя строить. В переездах как раз заложен этот полезный потенциал разнообразия.

    Вот несколько советов как сделать путешествие и переезд менее травматичными для ребёнка:

    • Соблюдайте распорядок дня ребёнка на новом месте. Если до переезда малыш просыпался в 8 утра, завтракал и шёл на прогулку, постарайтесь сохранить эту последовательность.
    • Новое пространство вокруг ребёнка максимально похоже на старое: малыш окружён теми вещами, с которыми он часто взаимодействовал в старом доме. Важно расположить их на новом месте в том же порядке, в каком они были на старом.
    • Малыш имеет доступ к любимым вещам: игрушке, книге, тарелке или одеялу.
    • Сохранены «нематериальные» традиции: скороговорки, припевочки, колыбельные, игры, ритуалы.

    Участие малыша помогает ему примириться с переменами.

    Алгоритм действий может быть такой:

    • Продумываете, что вы хотите изменить и как.
    • Создаёте максимально старый и привычный для ребёнка вариант.
    • Сообразно возрасту советуетесь с ним и обсуждаете изменения в комнате, предлагаете варианты.
    • Вместе вносите изменения. Понятно, что стены красить с ребёнком вы вряд ли будете (хотя он может с интересом участвовать в ремонте). Но он может подать винтик во время сборки кровати или принести маленький пакет.

    Такой алгоритм может немного замедлить взрослого, но даст ребёнку ощущение причастности к переменам. И тогда они будут для него более комфортны. Участие в освоении нового пространства увеличивает ощущение контроля и уменьшает стресс от перемен.

    В ответе мы использовали информацию, которую Вы легко можете найти в сети Интернет. Используемая литература: Монтессори. Дети. Анна Федосова — Монтессори-педагог АМИ, психолог.

  15. 29.08.2023 20:44 | Анна

    Добрый день! Почему важно играть с ребёнком в сюжетно-ролевые игры?

    Здравствуйте! Основной вид деятельности детей дошкольного возраста — игра, в ней развиваются духовные и физические силы ребёнка; его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость. Кроме того, игра — это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта. В игре формируются и развиваются все стороны личности ребёнка, происходят значительные изменения в его психике, которые подготавливают переход к новой, более высокой стадии развития.

    Психологи считают игру ведущей деятельностью дошкольника.

    Особое место в деятельности дошкольника занимают игры, которые создаются самими детьми, это творческие или сюжетно-ролевые игры. В них дети воспроизводят в ролях все то, что они видят вокруг, себя в жизни и деятельности взрослых. В игре ребёнок начинает чувствовать себя членом коллектива, он может справедливо оценивать действия и поступки своих товарищей и свои собственные.

    Основными особенностями сюжетно-ролевой игры являются:

    1. Соблюдение правил.

    Правила регламентируют действия ребёнка и воспитателя и говорят, что иногда надо делать то, чего совсем не хочется. Осваивая в игре правила ролевого поведения, ребёнок осваивает и моральные нормы, заключённые в роли.

    Социальный мотив закладывается в сюжетно-ролевой игре.- Игра — это возможность для ребёнка оказаться в мире взрослых, самому разобраться в системе взрослых отношений.

    3. В сюжетно-ролевой игре идёт эмоциональное развитие.

    Игра ребёнка очень богата эмоциями, часто такими, которые в жизни ему ещё не доступны. Сюжетно-ролевая игра — это школа чувств, в ней формируется эмоциональный мир малыша.

    4. В ходе сюжетно-ролевой игры происходит развитие интеллекта дошкольника.

    5. В сюжетно-ролевой игре развивается воображения и творчество.

    Плановость, согласованность действий в длительных сюжетно-ролевых играх сочетается с импровизацией. Дети намечают общий план, последовательность действий, а во время игры возникают новые идеи, новые образы. Отражение жизни в игре, повторение жизненных впечатлений в разных комбинациях — все это помогает образованию общих представлений, облегчает ребёнку понимание связи между разными явлениями жизни.

     

    В ответе мы использовали информацию, которую Вы легко можете найти в сети Интернет. Используемая литература: Н.В. Краснощекова. Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста. Ростов-на-Дону феникс 2008.

  16. 24.08.2023 20:44 | Светлана

    Добрый день! Посоветуйте игры для вызывания речи у детей.

    Здравствуйте! Это довольно частный вопрос, который задают нам родители на консультациях.

    Оказать реальную и полноценную помощь по развитию речи детей 2-3 летнего возраста, нам помогают специальные приёмы стимуляции речевой активности.

    Разговор с самим собой. Например, когда тот или иной ребёнок находится недалеко от вас, манипулируя с игрушками или просто задумчиво сидит, можно начать говорить вслух о том, что видите, слышите, думаете, чувствуете. Параллельный разговор. Этот приём отличается от предыдущего тем, что мы описываем все действия ребёнка: что он видит, слышит, чувствует, трогает. Используя «параллельный разговор», мы как бы подсказываем слова, выражающие его опыт, слова, которые впоследствии он начнёт использовать самостоятельно.

    Провокация, или искусственное непонимание ребёнка. Этот приём помогает ребёнку освоить ситуативную речь и состоит в том, что мы не спешим проявить свою понятливость, а временно становится «глухими», непонимающими. Например, если ребёнок показывает на полку с игрушками, просительно смотрит, а мы хорошо понимаем, что нужно ему в данный момент, и даём ему … не ту игрушку.

    Распространение. Мы продолжаем и дополняем все сказанное ребёнком, но не принуждаем его к повторению – вполне достаточно того, что он вас слышит. Например: ребёнок: «Суп». Взрослый: «Овощной суп очень вкусный», «Суп кушают ложкой». Отвечая детям распространёнными предложениями, мы постепенно подводим его к тому, чтобы он заканчивал свою мысль, и соответственно, готовим почву для овладения контекстной речью.

    Немаловажное значение фольклорных произведений состоит в том, что они удовлетворяют потребность ребёнка в эмоциональном и тактильном (прикосновения, поглаживания) контакте с взрослыми. Большинство детей по своей природе – кинестетики: они любят, когда их гладят, прижимают к себе, держат за руки. Устное народное творчество как раз и способствует насыщению потребности в ласке, в физическом контакте.

    Выбор. Предоставлять ребёнку возможность выбора – это ещё один приём. Формирование ответственности начинается с того момента, когда ребёнку позволено играть активную роль в том, что касается лично его. Осуществление возможности выбора порождает у него ощущение собственной значимости и самоценности. Например: «Тебе налить полстакана молока или целый стакан?», «Тебе яблоко целиком или половинку?», «Ты хочешь играть с куклой или с медвежонком?».

    Ролевая игра. Например, игра в телефон, когда ребёнок, используя игрушечный аппарат, может звонить маме, папе, бабушке, сказочным персонажем. Игра в телефон стимулирует речевое развитие ребёнка, формирует уверенность в себе, повышает коммуникативную компетентность.

    Музыкальные игры. Значение музыкальных игр в речевом развитии ребёнка трудно переоценить. Малыши с удовольствием подпевают, обожают шумовые музыкальные инструменты, ритуальные игры типа «Каравай», «По кочкам», «Баба сеяла горох» и др.

    В ответе мы использовали информацию, которую Вы легко можете найти в сети Интернет. Используемая литература:

    Ушакова О.С. Теория и практика развития речи дошкольников. М.,2008.

    Елецкая О. В., Вареница Е.Ю. День за днём говорим и растём. М.,2010.

  17. 18.08.2023 20:43 | Светлана

    Добрый день! Что такое дисграфия? И как её корректировать?

    Здравствуйте! Дисграфия – одно из самых распространённых явлений у школьников является нарушение письма

    Коррекция дисграфии. Одно из самых распространённых явлений у школьников является нарушение письма, или дисграфия. Она проявляется в повторяющихся и не исчезающих ошибках при письме: описки, пропуски букв и даже слогов, замена букв или их зеркальное написание, отсутствие заглавной буквы и знаков препинания. Правильно выстроенная система занятий в школе и дома, поможет выправить ситуацию. Ниже приведены примеры того, какие специальные упражнения можно использовать для устранения специфических ошибок при письме.

    Коррекция эмоциональной сферы. Ребёнок-дисграфик постоянно находится в ситуации стресса из-за неудач в учёбе. Эти дети испытывают трудности с концентрацией и распределением внимания, они очень утомляемы, имеют сниженную мотивацию и неустойчивый эмоциональный фон.

    • Перечислим некоторые хитрости, которые может использовать учитель на уроках:
    • Проверять работу такого ученика ручкой другого цвета (метод «Зелёных чернил»).
    • Можно разрешить в некоторых случаях начать выполнять работу простым карандашом, чтобы после проверки учителя у ребёнка была возможность исправить ошибку.
    • Возможность использовать на уроках различных «шпаргалок», опорных схем.
    • Исключить соревновательные моменты и работу на время.
    • Дозирование заданий.

     

    Развитие фонематического слуха

    • «Хлопни в ладоши, если услышишь звук […]».
    • «Измени звук[…]на звук […] в слове и получится другое  слово».
    • «Топни, если звук глухой; хлопни, если звук звонкий».
    • «Повтори шипящий звук и потянись наверх, встань на цыпочки; повтори свистящий звук и сядь на корточки».

    Развитие зрительной орфографической зоркости

    • Вставь пропущенные буквы.
    • Сбежавшие гласные. Вставь в набор из согласных слева гласные, стоящие справа.
    • Проверь каждую букву и зачеркни.

    Развитие языкового анализа и синтеза.

    • Ребусы.
    • Раздели слипшиеся слова.
    • Найди границы предложений, поставь точку и заглавную букву.
    • Поменяй слоги местами, отгадай слово.
    • Соедини слоги в слова и запиши получившийся текст.

    Развитие грамматического строя

    • Назови ласково.
    • Сделай большим (суффиксы -ищ-).
    • Сделай маленьким (суффиксы -чик-, -ок-, -ёк-, -ушк-, -юшк- и пр.).
    • Назови детёнышей животных.
    • Назови профессию.
    • Подружи слова (согласование).
    • Посчитаем до пяти (изменение существительных по числам).

    Запоминание графического образа букв

    • Найди и обведи все правильные буквы.
    • Найди и подчеркни в тексте все буквы «…».
    • Расшифруй слова, где знак … - это буква…, а знак… - это буква … .
    • Напиши букву в воздухе карандашом.
    • Сложи букву из счётных палочек, мозаики.
    • Угадай букву наощупь (пластиковую, из бархатной бумаги, связанную из ниток и пр.).
    • Угадай букву, «написанную» пальцем на ладони или спине.

    Развитие темпоритмической стороны речи

    Часто у детей с нарушениями письма не выработан навык постановки ударения в слове, нет чувства ритмической модели. Для этого используем упражнение на отработку ритмической модели слова. Прохлопываем слово в ладоши, выделяя ударный слог более громким хлопком; отстукиваем ритм слова карандашом; становимся в круг, хором проговариваем слово, водящий – ударный слог – в момент звучания ударного слога делает шаг вперёд.

    В ответе мы использовали информацию, которую Вы легко можете найти в сети Интернет. Используемая литература: Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. – М.: Изд-во «Ось-89», 2005, - 229 с.

  18. 13.08.2023 20:42 | Ольга

    Добрый день! Я сильно опекаю ребёнка. Все говорят, что это гиперопека?

    Здравствуйте! Вам нужна поддержка психолога. Гиперопека приводит к нарушению адаптации ребёнка в социуме.

    Стиль воспитания-гиперопека. Последствия.

    В психологии гиперопека над ребёнком — это особый стиль отношений в семье, характеризующийся с одной стороны потакающей манерой, излишне навязчивым вниманием к действиям и словам детей, с другой - ограничением их в собственном выборе, приоритетом родительского мнения, как единственно верного. В большинстве случаев излишней опеке подвергаются единственные, поздние, часто болеющие дети. Проблемы вследствие повышенного контроля старших появляются уже с дошкольного возраста. Если малышу требуется помощь в обучении навыкам самообслуживания (пить из чашки, самостоятельно пользоваться ложкой, ходить на горшок, одеваться и обуваться), то 4-7-летнему дошкольнику под силу выполнять подобные действия самому.

    У гиперопекаемого ребёнка не вырабатываются навыки самообслуживания, ведь близкие всегда готовы одеть, обуть, застегнуть, зашнуровать, накормить, напоить. В окружении сверстников в детском саду такой малыш становится предметом насмешек, воспитателям приходится уделять ему больше времени, чем самостоятельным детям. Страдают и двигательные навыки, поскольку тревожная мама вряд ли разрешит обожаемому чаду бегать, кататься с горки, исследовать гимнастические комплексы, прыгать на батуте. Скорее всего, малыш тихо играет в песочнице, а на любую попытку покинуть пределы безопасного пространства слышит оклик: «Куда полез? Расшибешься!».

    Также и страдает адаптация ребёнка в социуме. Поступление в школу и начало обучения приводит дошкольника, находящегося под неусыпным контролем взрослых, к новым трудностям. Кроме неумения выстраивать взаимоотношения с одноклассниками и учителями, отставания в физическом развитии, минимуме самостоятельности, у младшего школьника появляется боязнь обучения.

    В ответе мы использовали информацию, которую Вы легко можете найти в сети Интернет. Используемая литература: Журнал «Дефектология» № 22713.

     

  19. 11.08.2023 20:41 | Наталья

    Добрый день! Какие навыки нужно сформировать у ребёнка с особыми образовательными потребностями к школе?

    Здравствуйте! Это очень важный вопрос. Мы рекомендуем воспользоваться советами Надежды Махмутовой в публикации «Адаптация к детскому саду без проблем».

    Формирование определённых навыков. Речь будет идти о самых главных навыках и умениях самообслуживания, которые развиваются и формируются у детей 2–3 лет.

    1. Навыки гигиены

    • с помощью взрослого или самостоятельно умывать лицо, мыть руки перед едой и после каждого загрязнения (самостоятельно засучивать рукава, намыливать кисти, смывать мыльную пену водой, досуха вытираться полотенцем);
    • правильно пользоваться носовым платком, расчёской, салфеткой, полотенцем, горшком;
    • чистить зубы, полоскать рот после приёма пищи под наблюдением взрослого.

    2. Навыки самообслуживания (туалет, одевание, приём пищи)

    • горшок: вовремя сообщать взрослому о своих физиологических потребностях;
    • не спеша пережёвывать пищу, глотать её (да-да, практика показывает, что с каждым годом все больше случаев, когда дети приходят в детский сад с блендером);
    • держать чашку и самостоятельно пить из неё;
    • правильно и самостоятельно пользоваться столовыми приборами;
    • самостоятельно или с помощью взрослого раздеваться и одеваться в правильной последовательности;
    • ближе к трём годам расстёгивать и застёгивать пуговицы;
    • одежду выворачивать на лицевую сторону и складывать её по возможности аккуратно – куда просит воспитатель;
    • расшнуровывать и расстёгивать обувь самостоятельно, с помощью взрослого зашнуровывать.

    3. Навыки бытового труда

    • выполнять несложные поручения взрослых;
    • класть игрушки на место после игры.

     

  20. 08.08.2023 20:40 | Наталья

    Добрый день! Нам скоро в школу. Как подготовить ребёнка к школе?

    Здравствуйте! Это очень важный вопрос. Мы рекомендуем воспользоваться советами Надежды Махмутовой в публикации «Адаптация к детскому саду без проблем».

    Основные инструменты подготовки ребёнка к саду.

    Подготовка к саду – процесс длительный, и существуют различные способы подготовки. Начинать подготовку рекомендую за 2–4 месяца до предполагаемой даты выхода в детский сад!

    Способов несколько:

    1.  Беседы. Очень важно ребёнка «предупредить» о том, что скоро он будет ходить в детский сад. «Предупредить» – это не упомянуть вскользь за пару дней до выхода в сад. «Предупредить» – это рассказать в подробностях: о принятой в социуме практике, исходя из которой все детки, подрастая, идут в детский сад; почему ему тоже необходимо туда ходить; что ребёнка ждёт в детском саду; какие там будут занятия и правила и т. д.

    2. Экскурсии. Этот способ подготовки к детскому саду включает в себя несколько этапов:

    • прогулки около разных детских садов, сопровождаемые беседами и акцентированием внимания на том, что детки ходят в сад;
    • прогулки возле вашего будущего детского сада (тут главный смысловой акцент: «Ты скоро сюда будешь ходить»). Важно обращать внимание ребёнка на игры малышей на прогулке, на их взаимодействие с воспитателем. На этом этапе мы доносим, что к воспитателю можно обратиться за помощью.

    3. Игры. Существует просто огромное количество игр для подготовки ребёнка к детскому саду.

    Важно показать в игре:

    • что некоторые детки скучают по маме – и это нормально;
    • что воспитателя можно позвать на помощь и она придёт;
    • что детки играют и им весело;
    • что детки в саду едят, спят, занимаются;
    • что в саду есть правила и надо им следовать;
    • что мамы приходят всегда за всеми.

    Также на этапе подготовки к детскому саду очень рекомендую включить в ваш досуг игры, направленные на развитие коммуникационных навыков.

    Например, в игре показать: как можно знакомиться с детками; как позвать на помощь воспитателя; как реагировать, если с ребёнком не хотят играть, и т. д.

    4. Книги. Книги по теме помогут подготовить вашего малыша и познакомить с совершенно новой средой под названием «Детский сад». Забавные стишки, «находилки», правила поведения и бодрые интересные рассказы настроят малыша на позитивный лад, облегчат адаптацию и научат общению с другими ребятами.

  21. 27.07.2023 14:27 | Ольга

    Добрый день! Для чего нужно визуальное расписание?

    Здравствуйте! Визуальное расписание – это педагогический инструмент, который помогает родителям и специалистам формировать навыки саморегуляции у ребёнка.

    Это одна из разновидностей планера, где поэтапно отображено, что ребёнку предстоит сделать в рамках какого-то отрезка времени или какой-то деятельности. По мере выполнения дел ребёнок совместно со взрослым, а затем и самостоятельно ставит отметку о выполнении, отслеживая весь процесс деятельности.

    Универсального визуального расписания не существует, оно создаётся/подбирается, исходя из поставленных задач. Визуальное расписание подходит для детей разных возрастов (малыши, старшие дошкольники, школьники). Использование расписания рекомендовано детям с нежелательным поведением, с нарушением понимания обращённой речи, с дефицитом внимания и гиперактивностью, с повышенной тревожностью.

    Для чего нужно визуальное расписание:

    • даёт представление о времени и последовательности событий
    • учит планированию
    • развивает регуляцию эмоции
    • помогает сформировать самоконтроль
    • снижает проявления избегающего поведения
    • снижает тревожность.

    Какое визуальное расписание выбрать? Конечно, лучше всего сделать расписание самостоятельно под ребёнка, тогда структура и содержание будут именно такими, как нужно вам, и будет возможность персонализировать расписание с помощью фотографий ребёнка и атрибутов его быта.

    Используемый материал: Ember int Центр нейропсихологии и логопедии.

  22. 20.07.2023 14:26 | Светлана

    Здравствуйте! Какие сенсорные игры можно применять в домашних условиях?

    Здравствуйте! Сенсорные игры можно и нужно применять в домашних условиях. Виды и количество игровых упражнений будут зависеть от индивидуальных потребностей ребёнка. Но в целом, задача таких игр помочь ребёнку научиться использовать свои сенсорные системы для ежедневного взаимодействия, которое они обычно не очень хорошо переносят и помогает им привыкнуть к предметам или явлениям, которые они не могут терпеть. Цель сенсорной игры состоит в том, чтобы бросить вызов ребёнку в весёлой, игровой форме, чтобы он или она могли научиться адекватно реагировать на изменения в окружающей среде.

    Вестибулярные движения

    Детям необходимо двигаться! Для некоторых малышей – это страшно, а некоторые просто не могут остановиться. Вестибулярные движения (или проприоцептивная стимуляция) может взбодрить малыша или наоборот успокоить. Ниже несколько предложения для получения ребёнком подобного опыта:

    • качели;
    • раскачивающиеся игрушки;
    • самокаты;
    • скейты;
    • ролики;
    • шведская стенка;
    • большие терапевтические мячи.

     Игры с туннелями и палатками

    И то и другое очень полезно для сенсорной интеграции, и как всегда главное – проявить фантазию. Ниже представлены некоторые советы.

    • Используйте тоннели для развития крупной и билатеральной моторики.
    • Даже просто ползая через тоннель, ребёнок развивает координацию.
    • Обогатите тактильный опыт ребёнка, размещая в тоннели разные предметы или помещая в него ковровое покрытие.
    • Вы можете немного потрясти тоннель (настоящее землетрясение!), когда малыш внутри, чтобы улучшить его проприоцептивные и вестибулярные реакции.
    • Используйте палатки для создания безопасной атмосферы, необходимой детям, перегруженным сенсорными стимулами, малыш может даже подремать в таком уютном месте, отдохнуть или почитать (вы можете положить там мягкие подушки, одеяла, наушники с приятной музыкой, лава-лампы, ночники, чтобы создать расслабляющую атмосферу).

    Используемая литература: http://www.sensory-processing-disorder.com/sensory-integration-activities.html. Перевод: Дейнега Екатерина

  23. 17.07.2023 14:25 | Евгения

    Добрый день! Как научить ребёнка убирать свои вещи?

    Здравствуйте! Этим вопросом задаются многие родители. Некоторые из них даже пробовали применять какие-либо приёмы, но не получив результатов, опускали руки. Мария Мантессори описала в своей работе сензитивный период, при прохождении которого ребёнок очень легко и непринуждённо воспринимает порядок. Длится этот период от 0 до 3 лет, причём этап наивысшей интенсивности его протекания наступает в среднем около 2 — 2.5 лет.

    Сразу необходимо отметить, что для ребёнка порядок означает нечто иное, чем для взрослого. Монтессори говорит: «Для ребёнка порядок есть то же самое, что для нас пол, по которому мы ходим, а для рыбы — вода, в которой она плавает. В раннем детском возрасте человеческий дух берет из окружающего мира ориентирующие элементы, которые нужны для последующего овладения окружающим миром». Помочь ребёнку разобраться в хаосе мира может, прежде всего, внешний порядок. Он не только обосновывает господство человека над вещами, но и способствует тому, что на его основе ребёнок в этом возрасте строит внутренний порядок в себе самом. Можно сказать, что в дальнейшей жизни человека внутренний порядок — порядок в мыслях, поступках, законопослушность, да и уровень саморегуляции поведения в целом — будет развит настолько, насколько упорядоченной была окружающая его среда в возрасте от 0 до 3 лет.

    Монтессори подчёркивает, что в возрасте 2 — 2.5 лет ребёнок испытывает характерную любовь, точнее — настоящую страсть к соблюдению привычного для него порядка, громко выражая своё негодование в том случае, если он нарушается взрослыми. А поскольку это происходит почти постоянно, то и сложился у нас образ 2.5-летнего ребёнка как капризного, непонятно чего требующего существа. А ему насущно необходим порядок в следующих сферах:

    1) Порядок в окружающей среде.

    2) Порядок во времени.

    3) Порядок в поведении взрослых по отношению к ребёнку.

    Попробуйте установить порядок в данных сферах и результат не заставит себя долго ждать.

     

    Используемая литература: Монтессори с первых дней. Полное руководство по воспитанию с любовью, уважением и пониманием – С. Дэвис. 2023. г. Москва.

  24. 11.07.2023 14:23 | Ольга

    Добрый день! Моему ребёнку 5 лет. Расскажите об особенностях развития тонкой моторики в этом возрасте и старше? Что должен уметь ребёнок?

    Здравствуйте! В ответе мы использовали информацию, которую Вы легко можете найти в сети Интернет.

    В период от четырёх   до пяти лет ребёнок может раскрашивать простые формы, копировать заглавные печатные буквы, рисовать человечка, изображая от двух до трёх частей его тела. Старается копировать  квадрат, звезду и другие формы. Формируется сложная корковая функция мозга «стереогноз» и ребёнок может определять предметы по форме, величине, фактуре  в мешочке на ощупь, без зрительного контроля. Ребёнок проявляет интерес  к лепке из пластилина и выполняет по образцу задания. Овладевает навыками самообслуживания: застёгивает и расстёгивает пуговицы, открывает и закрывает молнии, развязывает шарф, шнурует ботинки и другие. Все это возможно только при правильном развитии тонкой моторики пальцев рук.

    В период от пяти    до шести   лет ребёнок может  аккуратно вырезать картинки, писать буквы и числа. Охотно дополняет недостающие детали к картинке. Ловко может бить молотком по гвоздю. Может легко воспроизводить геометрические фигуры по образцу.

    Возраст шести-семи лет является сенситивным периодом для развития тонких движений кисти руки, необходимых для овладения графо-моторными навыками для письма. В этом возрасте, организуя различные виды деятельности, систематически применяя тренировочные упражнения, можно достичь хороших результатов в развитии моторики кисти, сформировать графо-моторные навыки и подготовить руку к письму в школе.

    Используемая литература: Возрастные особенности развития тонкой моторики.

  25. 07.07.2023 14:22 | Наталья

    Добрый день! Никак не могу заставить моего сына писать, он ленится.

    Здравствуйте! В ответе мы использовали информацию, которую Вы легко можете найти в сети Интернет.

    С таким вопросом чаще всего обращаются родители будущих первоклассников. Ближе к началу учебного года родители начинают замечать, что ребёнок неверно держит ручку или карандаш, линии очень прерывистые или мало заметны на листе. Ребёнок, в момент выполнения заданий, связанных с письмом, начинает ярко протестовать. Если ребёнка просят производить точные движения, он сразу начинает утомляться, отвлекаться и стремится уклониться от задания.

    Причина кроется в недоразвитиях корковых механизмов и от недостатка выработки «формул» движения, то есть из-за отсутствия тренировок. Тонкая моторика требует координированной двигательной деятельности мелких мышц руки и глаза. Её необходимо осваивать постепенно. Навыки тонкой моторики помогают ребёнку исследовать, сравнивать, классифицировать окружающие его вещи и тем самым позволяют ему лучше познать мир, в котором он живёт. Навыки тонкой моторики помогают ребёнку самостоятельно обслуживать себя, выражать себя через  игру, пластику, дают возможность приобрести социальный опыт.

    В ряде исследований  большое внимание уделяется вопросу о том, является ли развитие моторики ребёнка следствием естественного созревания соответствующих структур или же это есть результат научения. И сделанные выводы говорят о том, что и естественное созревание, и научение являются одинаково значимыми для формирования моторики ребёнка. Особенно это касается моторики пальцев рук.

    Используемая литература: Возрастные особенности развития тонкой моторики рук, Архипова Е.Ф. доктор педагогических наук, профессор МПГУ, г. Москва

  26. 24.06.2022 01:56 | Ольга

    Добрый день! Подскажите, как можно ознакомиться с результатами работы с ребёнком в рамках проекта «ПРОСамостоятельность»?

    Ольга, здравствуйте! Сейчас специалисты проекта проводят оценку динамики развития и достижений ребёнка в рамках данного проекта. Кроме того, специалисты дают оценку включённости и действий родителя по достижению тех или иных результатов, в том числе и в развитии социально-средовых навыков. На итоговом занятии или консультации Вы будете ознакомлены с результатами данной оценки. Также Вам будут предоставлены рекомендации по дальнейшему формированию тех или навыков у ребёнка, необходимых ему для максимальной интеграции в жизнь социума.

  27. 18.06.2022 01:55 | Анна

    Добрый день! Как организована профориентационная работа для подростков молодых инвалидов в Новосибирской области?

     

    Анна, добрый день! Ответ подготовлен по материалам министерства труда и социального развития Новосибирской области.

    Профориентационная работа включает:

    • профессиональная ориентация детей-инвалидов и молодых инвалидов в возрасте от 14-ти лет и старше, обучающихся в общеобразовательных организациях, в том числе в коррекционных школах Новосибирской области;
    • профессиональная ориентация молодых инвалидов-студентов организаций СПО и ВПО;
    • информирование родителей молодых инвалидов о возможных формах их трудоустройства и обучения;
    • организация проведения тренингов для инвалидов молодого возраста по повышению трудовой мотивации, приобретению навыков самопрезентации, успешного прохождения собеседований с работодателями;
    • изготовление учебных фильмов для работников ГКУ НСО ЦЗН по организации профориентационной работы с инвалидами молодого возраста, их социальной адаптации, оказанию психологической помощи;
    • разработка методических рекомендаций для ГКУ НСО ЦЗН по проведению тренингов для молодых инвалидов по социальной адаптации и оказанию психологической помощи;
    • профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование инвалидов молодого возраста, официально признанных безработными.

    Справочно. ЦЗН – центр занятости населения.

  28. 14.06.2022 01:53 | Ирина

    Добрый день! Подскажите, что завтра будет на практико-ориентированном занятии в архитектурном университете?

    Ирина, добрый день! Программа мероприятия «Креативные технологии в дизайне и архитектуре» модульная:

    Модуль № 1 – виртуальная реальность в креативных технологиях.

    1. Изучение станции виртуальной реальности.
    2. Техника безопасности при работе на стации виртуальной реальности.
    3. Работа на станции виртуальной реальности.
    4. Рисование, создание цветовых фигур.

    Модуль № 2 – прототипирование и 3D – моделирование как современные методы дизайн

    1. Изучение центра прототипирования.
    2. Создание модели для прототипирования.
    3. Ознакомление с оборудованием 3D моделирования и прототипирования.
    4. Печать модели, созданной в рамках занятия.
  29. 10.06.2022 01:52 | Юлия

    Добрый день! Скажите, существуют ли адаптированные программы профессионального обучения для людей с ментальными нарушениями в Новосибирске?

    Здравствуйте! К сожалению, в Новосибирской области не выстроена система адаптированных программ профессионального обучения подростков и молодых людей с ментальными нарушениями. Те программы, которые предлагают Центры профессионального образования (ранее училища для инвалидов), ориентированы на подростков и молодых людей с лёгкой степенью умственной недостаточности. Кроме того, выбор предлагаемых профессий не велик и в основном связан с тяжёлыми физическими нагрузками. Такие профессии большинство людей нашей целевой категории осваивают с трудом. Они могут освоить только помогающие профессии (например, помощник администратора, помощник библиотекаря, помощник повара, подсобный рабочий и т.п.). Таких профессий нет в квалификационных справочниках. Следовательно, их и не учат.

  30. 07.06.2022 01:50 | Ольга

    Добрый вечер! Я слышала, что у вас стартует новый проект для подростков с ментальной инвалидностью. Какой и когда?

    Ольга, здравствуйте! Мы рады, что Вы следите за работой нашей организации. Сейчас реализуется проекта «Готовлюсь к профессии» - программа социальной адаптации и трудовой подготовки подростков и молодых людей с ментальной инвалидностью.

    Основные целевые группы проекта – подростки и молодые люди с ментальной инвалидностью, и их родители. В рамках проекта для них будет организована социально-психологическая и коррекционно-развивающая помощь с целью повышения их реабилитационного и коммуникативного потенциала, улучшения социально-средовых навыков, повышения психологической готовности к трудовой деятельности. Для родителей будет организована информационно-методическая и социально-психологическая поддержка с целью максимального включения в процесс социализации. В рамках социальной адаптации, предпрофессиональной и трудовой подготовки для подростков и молодых людей с ментальной инвалидностью пройдут профориентационные мероприятия и профессиональные пробы; три практических курса общего профиля, две стажировки (введение в профессию) на базе учреждения культуры и творческого предприятия; мотивационные встречи с успешными людьми с инвалидностью. По итогах социализации и трудовой подготовки будет проведён профессиональный перформанс, который продемонстрирует достижения участников проекта.  Специалисты проекта выстроят информационно-методическую работу с педагогами двух коррекционных школ, проведут информационные семинары для специалистов, работающих с людьми с инвалидностью, проведут форсайт-сессии для работодателей с целью выявления новых форм трудоустройства и востребованности людей с ментальной инвалидностью.

     

  31. 04.06.2022 00:34 | Жанна

    Добрый день! подскажите, будут ли методические материалы по итогам реализации поекта "ПРОсамостоятельность"?

    Жанна, здравствуйте! по итогам реализации проекта будут выпущены методические материалы в бумажном и электронном виде. Вы можете получить их в удобном для Вас формате после 20 июня в офисе по адресу ул. Ватутина, 17.

  32. 02.06.2022 00:16 | Ирина

    Здравствуйте, а как выглядит инструкция?

     

    Ирина, добрый день! Предлагаем инструкцию по подготовке природного материала.

               Инструкция № 1

    Подготовка природного материала, необходимого для изготовления композиций: обработка стебля

    1. Рассмотреть готовый образец.
    2. Выбрать колос необходимого размера из упаковки.
    3. Очистить стебель кончиками пальцев от лишних листьев.
    4. Убрать засохший слой стебля.
    5. Сравнить с образцом.
    6. Положить очищенный колос справа от себя.
    7. Взять следующий колос.
    8. После выполнения всей работы привести рабочее место в порядок: вытереть стол. Подмести пол.

  33. 01.06.2022 00:14 | Ирина

    Добрый день! Расскажите о стажировке во флористическом центре. Как она проходила? что ребята делали?

    Ирина, спасибо за вопрос! В нашем проекте это был цикл практико-ориентированных в форме мастер-классов по профориентации «Флорист»

     

    Цели мероприятия:

    • Получение практических навыков и знаний в творческой и общественно-полезной деятельности, способствующих максимальной интеграции в обществе.
    • Повышение мотивации и готовности к профессиональному самоопределению.
    • Специалисты ставили следующие задачи:
    • познакомить участников проекта с профессией флорист;
    • научить участников устанавливать деловой контакт в диаде «начальник отдела - сотрудник»;
    • повысить уровень компетенций, связанных с работой в различных отделах библиотеки;
    • предоставить возможность для освоения основных навыков, необходимых для работы в библиотеке.

     Программа практико-ориентированного цикла:

    1. Знакомство с флористическим центром.
    2. Знакомство с флористическим материалом.
    3. Знакомство с техникой безопасности при работе с флористическим и расходным материалом, клеем и клеевым инструментом.
    4. Работа с природным региональным материалом, изучение различных техник финальной подготовки флористического материала.
    5. Работа в технике папье-маше, подготовка объёмных сфер для флористических композиций.
    6. Подготовка декоративных мелких элементов для дизайнерской композиции, подготовка элементов по лекалам.
    7. Подготовка основы (венка) для пасхальной композиции из природного материала. 
    8. Подготовка декоративного материала для пасхальной композиции.
    9. Вырезание из пробкового материала фигур разнообразной формы.
    10. Создание дизайнерской композиции для кофейни.

    Каждое занятие сопровождалось инструкцией, разработанной для участников цикла с учётом структуры дефекта.

  34. 26.05.2022 00:23 | Жанна

    Добрый день! Что такое реабилитационная услуга? И достаточни ли ИПРА для ее получения?

     

    Здравствуйте!

    «Реабилитационная (абилитационная) услуга» - действие (действия) по оказанию лицу с инвалидностью (в том числе ребёнку с инвалидностью) специализированных услуг (медицинских, психологических, социальных, образовательных, юридических, других или их комплекса), направленных на восстановление ранее утраченных или формирование отсутствовавших способностей к бытовой, общественной, профессиональной и иной деятельности в целях их социальной адаптации, достижения материальной независимости и интеграции в общество.

     

     

     

    Реализация мероприятий, предусмотренных ИПРА инвалидов и детей-инвалидов, осуществляется организациями в сферах здравоохранения, социального обслуживания, образования, труда и занятости, физической культуры и спорта в соответствии с положениями ведомственного законодательства, организационно-методическими подходами и финансово-экономическими механизмами в соответствующих сферах.

    Кроме того, порядок предоставления социальных услуг требует от лиц с инвалидностью оформления индивидуальной программы предоставления социальных услуг (ИППСУ) в дополнение к ИПРА. При этом предоставление социальных услуг совершеннолетним лицам с инвалидностью увязано с их среднедушевым доходом и, как правило, осуществляется на условиях частичной платы.

    Ответ подготовлен с использованием информации из открытых источников сети Интернет (проект Концепции развития в Российской Федерации системы комплексной реабилитации и абилитации лиц с инвалидностью, в том числе детей с инвалидностью.