Современные подходы в реабилитации детей-инвалидов

В развитых странах за рубежом уже сложились определённые стандарты, формы и методы работы с детьми-инвалидами. Естественно, в каждой стране существуют свои особенности оказания помощи этой категории населения, обусловленные национальным своеобразием, социально - экономическими условиями, психолого-педагогическими традициями, ориентацией на определённые научные подходы. Существуют различные инновационные подходы по оказанию помощи детям-инвалидам и детям с ограниченными возможностями здоровья.

Анималотерапия (от латинского "animal" - животное) – это вид терапии, использующий животных и их образы для оказания психотерапевтической помощи. Это цивилизованный научный метод лечения и профилактики серьёзных заболеваний. В анималотерапии используются символы животных: образы, рисунки, сказочные герои, игрушки, а также настоящие животные, общение с которыми безопасно. Положительное действие животных на человека подтверждено экспериментами. Люди, у которых есть домашние любимцы, живут дольше и болеют меньше - это научный факт.

Лечение животными было известно ещё пещерному человеку. В XXI веке учёные стали возрождать забытые рецепты наших предков. Значение животных для самочувствия людей становится все более очевидным. Отсутствие здоровых взаимоотношений с окружающими у большого числа людей приводит ко все возрастающему числу депрессий, стрессовых состояний, одиночества и к различным заболеваниям.

Возможность привлечения животных вызывает большой интерес среди специалистов: психологов, врачей, педагогов; и людей, ищущих квалифицированную помощь, и считается целесообразным. Подобное привлечение осуществляется в рамках анимотерапии, как психотерапевтической практики. Практические наблюдения привели к выводу, что общение человека с животным может носить терапевтический характер и на основе этого можно строить психотерапевтические стратегии.

Анимотерапия имеет длительную предысторию использования животных в различных реабилитационных программах. Например, в некоторых американских клиниках пациентам позволяли в палатах держать собак или кошек, такие пациенты быстрее поправлялись и прибывали в более комфортном эмоциональном состоянии.

Функции анималотерапии:

  • Психофизиологическая функция.
  • Психотерапевтическая функция.
  • Реабилитационная функция.
  • Функция самореализации.
  • Функция общения.

В качестве отдельных направлений, относительно самостоятельных, выделяют: метод специально организованной верховой езды - иппотерапия, стоящий на грани психотерапии и лечебной физкультуры и дельфинотерапия, метод психотерапевтического общения с дельфинами и белыми китами (белухами). К анимотерапии привлекаются и другие представители животного мира.

 

  Дельфинотерапия

Согласно легенде дельфин - существо, живущее в двух стихиях, морской и воздушной. Он служит связующим звеном между земным и небесным и является царём рыб, спасителем людей, потерпевших кораблекрушение. Дельфин - это аллегория спасения, вдохновлённая древними легендами, которые изображают его как друга человека. Он символизирует морскую силу, безопасность и скорость, свободу, благородство, любовь, удовольствие. Два дельфина, смотрящие в разные стороны, олицетворяют двойственность природы, космические потоки инволюции и эволюции, два дельфина вместе - золотую середину между крайностями, символ равновесия. Дельфин с якорем означает рассудительность. Мировой опыт привлечения дельфинов к реабилитации детей-инвалидов насчитывает около 35 лет. Основателем этого направления считается Девид Натансон, английский морской биолог.

Дельфинотерапия является альтернативным, нетрадиционным методом психотерапии, где в центре психотерапевтического процесса лежит общение человека и дельфина. Это специально организованный процесс, протекающий под наблюдением ряда специалистов: психолога (психотерапевта, дефектолога, педагога), врача, тренера, ветеринара. В терапии участвуют специально обученные животные, обладающие «хорошим характером».

В дельфинотерапии существует два направления:

        1.Свободное взаимодействие с животным с минимальным участием специалистов. В данном направлении клиент (пациент) сам выстраивает свои отношения с дельфином, выбирает способы взаимодействия в рамках допустимых возможностей. Роль специалистов ограничивается обеспечением безопасности клиентов и животных.

        2.Специально организованное общение, где общение со специалистом для клиента несёт психотерапевтическое значение, а общение с дельфином выступает как фон, среда. Здесь характер и тип дельфинотерапии подчиняется намеченной цели. В этом направлении она может решать разные задачи: психотерапевтические, психокоррекционные, психопрофилактические, физиотерапевтические, педагогические - это зависит от клиента и специалиста, которые будут замыкать психотерапевтическую цепь. Она может быть групповой, индивидуальной, семейной.

Общение с дельфином позволяет достичь следующего:

· прийти к принципиальному переконструированию отношения к себе, окружающим людям, природе, миру в целом;

· помочь человеку выйти из плена самоизоляции, стимулировать развитие интереса к внешнему миру, что становится условием к установлению, восстановлению, корректировке, оптимизации социальных отношений;

· активизировать работу мозговых структур и всего организма в целом через сенсорную стимуляцию;

· стимулировать вербальную экспрессию, способствуя речевому и сенсомоторному развитию аутичных детей и детей со сниженным интеллектом;

· может восполнять дефицит положительных эмоций и обеспечивать поддержку детям и взрослым, переживающих одиночество или состояние дезадаптации;

· пережить совместный, богатый, эмоциональный опыт ребёнку и его родителям;

· стимулировать выработку гормона радости.

 

Целевую группу для дельфинотерапии в настоящее время составляют дети со следующими диагнозами:

  • синдром Дауна;
  • аутизм;
  • энурез;
  • ДЦП;
  • сильные психологические и комбинированные травмы;
  • состояние после комы;
  • задержки психического и речевого развития у детей.

 

Дельфинотерапия приводит к значительному повышению функциональных возможностей ребёнка и улучшению его адаптации в обществе. Исследования в «Уришском дельфинарии» (г. Москва), проведённые с детьми от трёх до пятнадцати лет, показали: при органическом поражении ЦНС снимается психологический барьер общения, уменьшаются страхи, исчезает агрессия к посторонним людям, улучшаются ориентация в пространстве, координация движений. У пациентов, страдающих детским аутизмом, улучшаются зрительная и двигательная координация, ориентация в пространстве, исчезает страх воды, а у детей, страдающих ДЦП, значительно улучшается моторика.

После общения с дельфинами у большинства детей восстанавливаются двигательные способности, уменьшаются боли, улучшается кровообращение и речь. Один сеанс дельфинотерапии обычно продолжается 15 минут. Заметное улучшение наблюдается у пациентов уже после третьего сеанса. Курс лечения повторяется через год в том случае, если заболевание не слишком серьёзное. В противном случае повторный курс рекомендуется через шесть месяцев. Курс дельфинотерапии лучше всего начинать как можно раньше. Наиболее эффективные результаты отмечаются у детей в возрасте от 6 месяцев до 16 лет.

Многие дети после сеанса дельфинотерапии начинают рисовать картинки, придумывать музыку, писать стихи, к кому-то возвращается утраченный контакт с внешним миром.  Дельфины помогают им тем, что издают и звук и ультразвук, тем самым благоприятно воздействуя на мозг детей.

 

Иппотерапия

Иппотерапия, как одна из технологий социальной работы с людьми с ограниченными возможностями, представляет собой комплексный многофункциональный метод реабилитации. В сущности, иппотерапия - есть не что иное, как форма лечебной физкультуры (ЛФК), где в качестве инструмента реабилитации выступают лошадь, процесс верховой езды и физические упражнения, выполняемые человеком во время верховой езды. В процессе верховой езды в работу включаются все основные группы мышц тела. Это происходит на рефлекторном уровне, поскольку сидя на лошади, двигаясь вместе с ней, клиент инстинктивно старается сохранить равновесие, чтобы не упасть с лошади и тем самым побуждает к активной работе как здоровые, так и поражённые мышцы, не замечая этого. Механизм воздействия иппотерапии на организм человека тот же, что и у любой другой формы ЛФК.

Лечебная верховая езда предназначена для детей и взрослых, нуждающихся в физической, психосоциальной и личностной реабилитации и адаптации. Наиболее значительный физиотерапевтический эффект от верховой езды наблюдается у людей, страдающих рассеянным склерозом или церебральным параличом.

Верховая езда требует от ребёнка концентрации внимания, осознаваемых действий, умения ориентироваться в пространстве. Использование этого метода в реабилитации лиц, страдающих различными видами нарушений умственного развития, даёт положительные результаты:

· облегчает снятие заторможенности;

· уменьшает чувство тревоги;

· организует адаптацию к реальному пространству и времени;

· способствует достижению самостоятельности.

 

Кинезиотерапия – это латинское название определённой реабилитационной системы в лечебной физкультуре. В переводе – лечение движением. Кинезиотерапия представляет собой сочетание различных аспектов взаимосвязи между пациентом и терапевтом. Прежде всего, это даже не физические упражнения, а психология, ведь пациентам очень часто приходится выполнять упражнения через боль, преодолевая собственный страх перед лечением. Этот аспект на самом деле играет решающую роль в процессе выздоровления.

Кинезиотерапия предполагает индивидуальный комплекс упражнений для каждого пациента в зависимости от состояния больного, возраста, физических возможностей.

Методики кинезиотерапии:

Активная кинезиотерапия - пациент  принимает активное сознательное участие в выполнении специальных физических упражнений:

· лечебная физическая культура;

· ходьба;

· элементы спортивных/подвижных игр.

Пассивная кинезиотерапия - пациент не принимает участия в выполнении движений, движения происходят при помощи специальных приспособлений, аппаратов или вручную другим лицом:

· электростимуляция;

· массаж;

· метод вытягивания (тракция).

Преимущества:

·   все лечебные упражнения, предлагаемые кинезиотерапевтами, абсолютно безопасны для суставов и позвоночника;

·   пациент принимает активное участие в оздоровительном процессе, что придаёт уверенность в собственных силах и помогает значительно сократить период выздоровления;

·   для каждого пациента метод лечения подбирается индивидуально, врач формирует комплекс воздействий исходя из возраста, физиологических особенностей и наличия других заболеваний.

       Основной целью кинезиотерапии является профилактика и  лечение заболеваний опорно-двигательного аппарата, а также патологий сердечно-сосудистой системы, восстановление организма после травм и заболеваний, оздоровление организма. Различные формы и средства движений повышают устойчивость организма, разрушают патологические шаблоны, сложившиеся в результате заболевания, и создают новые, которые присущи здоровому человеку, который не боится боли и не является зависимым от неё. Пациент учится активно противостоять боли. Специалисты считают, что благодаря таким воздействиям пациент перестает зависеть от болезни и её проявлений.

      

Альтернативная и дополнительная коммуникация - это все способы коммуникации, дополняющие или заменяющие обычную речь людям, если они не способны при помощи неё удовлетворительно объясняться. Альтернативная и дополнительная коммуникация выступает как стимул формирования коммуникативных навыков, навыков общения у детей с особенностями развития, как помощь в развитии вербальной (звуковой) речи. Использование дополнительных средств способствует развитию абстрактного мышления и символической деятельности, способствуя развитию понимания и появлению вербальной  речи.

Есть много дополнительных средств, которые облегчают как понимание, так и выражение мыслей. Такими средствами могут быть  жесты, символические  изображения (картинки, фотографии, рисунки, значки, пиктограммы, системы символов),   звуковые и электронные коммуникаторы.  Данные средства предоставляют в распоряжение «неговорящего» ребёнка инструмент, позволяющий выразить ему свои желания, потребности, чувства. Эти системы помогают обеспечить достаточно эффективную коммуникацию на всех уровнях жизнедеятельности ребёнка (домашняя среда с её «рутинами», обучение, общение со сверстниками, общение за пределами дома и дошкольного учреждения, школы, взаимодействие с персоналом при посещении магазинов, кинотеатров, кафе).

Нарушения, при которых система альтернативной коммуникации может быть полезна:

·  нарушение слуха. (В среде глухих альтернативная коммуникация очень развита - это язык жестов);

·  люди с синдромом Дауна;

·  умственная отсталость, аутизм;

·  люди с множественными нарушениями,  сочетание нарушениями зрения (и, возможно, слуха) и двигательными нарушениями;

·  церебральный паралич.


Средства альтернативной коммуникации

В системе альтернативной коммуникации используются разнообразные символы и знаки - жесты, графические изображения, а также технические устройства.

Жесты

В возрасте 8 - 10 месяцев с помощью жестов, мимики и других действий дети начинают выражать потребность в коммуникации. Они в состоянии указывать на определённые части тела или на людей и имитировать простые действия. В этом возрасте ребёнку уже можно предложить отдельные жесты. Использование на первом году жизни коммуникации с опорой на жесты и устной речи позволяет избежать  «молчания», чего так опасаются при раннем применении языка жестов. Коммуникация с опорой на жесты способствует пониманию и общению, а полученный позитивный опыт развивает мотивацию и действия ребёнка.

Многолетний опыт показывает, что жесты способствуют развитию основных языковых структур и тем самым поддерживают когнитивные предпосылки для овладения языком. Поэтому применение жестов не тормозит речевое развитие, а, напротив, положительно влияет на речь. Исследования также показывают, что большинство детей прекращают применять жесты, если могут достаточно общаться с помощью устной речи. Широко используются в среде людей с нарушением слуха, в обучении детей с синдромом Дауна, аутизмом. Жест в коммуникации с ребёнком не заменяет слово, а лишь дополняет его. Мы не прекращаем говорить с ребёнком, пользуясь жестами. Опора на жесты даёт ребёнку возможность использовать все доступные ему каналы для запоминания и установления связей. А именно это и лежит в основе развития коммуникации и интеллекта.

 

Коммуникация с помощью графических символов

К графическим символам относятся фотографии (цветные или черно-белые) с изображением объектов, людей, мест и т.д. Они могут быть заимствованы из каталогов, журналов, этикеток, рекламных объявлений. Среди графических символов широко распространены картинные символы коммуникации  (PCS), используемые как в коммуникативных книгах, так и в технических устройствах, и пиктограммы, выполненные в технике «белое изображение на чёрном фоне».

Преимущество графических символов в том, что все участники коммуникации могут ориентироваться на один и тот же объект - на соответствующее изображение. По мере накопления графические символы помещаются в коммуникативные таблицы, папки и книги, позволяющие общаться на различные темы.  Решающим для рационального использования таких вспомогательных средств коммуникации является выбор словаря.

Первоначально на ранних этапах речевого развития предъявляют коммуникативные таблицы, содержащие около 50 слов. В зависимости от тяжести ограничения можно предложить 40 и менее слов. Сначала ребёнок учится пользоваться данной формой коммуникации. Ведь дети не сразу начинают говорить - они воспринимают устную речь,  экспериментируют со звуками, и взрослый должен реагировать на эти высказывания, интерпретируемые как попытки коммуникации. И в данном случае следует постоянно применять таблицу, интерпретировать все «высказывания» неговорящего ребёнка и соответствующим образом реагировать на них. Актуализируемый словарь может быть представлен:

  • именами собственными;
  • названиями игрушек;
  • простыми репликами, описывающими ситуации и действия («папы нет», «кукла спит»);
  • словами «пожалуйста» и «спасибо», используемыми в играх, где что-либо дают или берут;
  • словами, употребляемыми во время приёма пищи (есть, пить, (не)  делай так).

 

Коммуникация с помощью технических устройств.

Технические устройства для коммуникации преобразуют введённые (через клавиатуру или иные механизмы ввода) данные в устную или письменную речь. Они используются в системе поддерживающей коммуникации, чтобы открыть людям с ограничениями устной речи возможности общения. Речевое сообщение записывается в устройство через микрофон лицом, владеющим устной речью («естественный речевой вывод- цифровая речь»), либо создаётся в самом устройстве синтетическим способом («компьютерная речь»). Составление словарного запаса осуществляется следующим образом. Необходимо заранее подумать над тем, какие высказывания будут оптимальными для ребёнка в определённой ситуации. Набор высказываний в сочетании с изображениями вводится в коммуникатор и предоставляется в распоряжение ребёнка. Благодаря этому ребёнок получает возможность использовать в определённой ситуации соответствующую «тематическую страницу». Так, например,  можно ввести в коммуникатор действующих лиц сказки «Репка» или «Теремок».

 

Требования к символам системы дополнительной коммуникации

  • жесты должны быть легко выполняемыми, простыми;
  • картинки должны быть яркими, привлекательными, быть удобными для манипуляции с ними;
  • предметы и игрушки должны быть яркими и интересными ребёнку;
  • слово должно быть написано специальным простым шрифтом.

 

Игры, способствующие развитию системы коммуникации  и подготовке к использованию  её в быту:

  • совместное составление расписания с использованием символов;
  • манипулирование игрушками с жестовым сопровождением;
  • совместное рассматривание (название, что с этим делают, какого цвета, формы, какому классу объектов относится);
  • одновременное рисование (говоря об объекте, сразу символически изображать рисовать его);
  • соотнесение объектов и картинок разной степени абстракции и написанным словом;
  • картинки, графические изображения прикрепляются в самых распространённых местах, вводятся в рутину;
  • рассматривание коммуникативных книг;
  • составление фотоальбома про себя;
  • составление ритмических стихов с жестами.