Реабилитация ребёнка в семье

Современные тенденции оказания помощи детям с нарушениями в развитии заключаются, в частности, в том, что рекомендации и деятельность специалистов направлены на поддержку семьи и усиление её способностей обеспечить полноценное развитие и обучение для ребёнка. Процесс реабилитации должен проводиться в естественной для ребёнка среде, которая обеспечивает ежедневный опыт, а также успешную коммуникацию с близкими людьми. То есть семья обеспечивает ежедневный контекст, в котором ребёнок растёт и развивается.

 

Логоритмика– это система двигательных упражнений, в которых различные движения сочетаются с произнесением специального речевого материала. Это форма активной терапии, преодоление речевого и сопутствующих нарушений путём развития и коррекции неречевых и речевых психических функций и, в конечном итоге, адаптация ребёнка к условиям внешней и внутренней среды.

В результате логоритмических занятий реализуются важные задачи: расширение лексического запаса, развитие слухового внимания и двигательной памяти, совершенствование общей и мелкой моторики, выработка чётких, координированных движений во взаимосвязи с речью, творческой фантазии и воображения, общая релаксация, расслабление ребёнка, снятие телесного напряжение, выброс негативной энергии и переживаний.

Кроме коррекционного воздействия, логоритмика как часть музыкальной терапии благотворно влияет на системы организма.

Логоритмические занятия – это методика, опирающаяся на связь слова, музыки и движения, и включают в себя пальчиковые, речевые, музыкально-двигательные и коммуникативные игры. Взаимоотношения указанных компонентов могут быть разнообразными, с преобладанием одного из них.

        Для проведения логоритмических занятий в домашних условиях мы рекомендуем использовать доступные и распространённые музыкальные композиции Сергея и Екатерины Железновых.

Упражнения для организации занятия можно разделить на следующие группы:

·  вводные – это короткие подвижные песенки, которые способствуют организации ребёнка и улучшают кровообращение, подготавливая к определённым двигательным нагрузкам. Например: «Лошадка», «Ёжик» (если есть возможность использования массажного мячика для рук);

·  регулирующие мышечный тонус – упражнения, позволяющие увеличить или снизить тонус мышц отдельных частей тела, например, песенка «Разминка»;

·  речевые без музыкального сопровождения – упражнения пальчиковой гимнастики, гимнастики рук, ног, изменение положения туловища при помощи специальных детских стихотворений;

·  активизирующие внимание – упражнения, которые несут в себе развивающий потенциал, развивают внимания, координацию и просто обогащают знание ребёнка об окружающем мире, например «Вот носик», «У жирафов пятна»;

·  воспитывающие чувство ритма – это песенки – танцы, в которых ребёнок выполняет простые танцевальные упражнения, в соответствии с ритмом и словесной инструкцией в песне. Например: «Вместе с нами», «Мороз», «Мы ногами топ – топ», «Паровоз» и т.д.;

·  заключительные – это упражнения, направленные на развития процессов торможения и релаксации. Для этого достаточно включить просто приятную и спокойную музыку (звуки природы для малышей, классическая музыка), и предложить ребёнку немного отдохнуть после того, как он так хорошо потрудился.

 

Можно просто лечь рядом с ребёнком, и вместе закрыв глаза, немного отдохнуть. Также вы можете сделать небольшое релаксационное упражнение, и пока ребёнок лежит, проговаривайте и поглаживайте основные части тела, со словами отдыха и расслабления, начиная снизу – пальчики ног, до макушки. Например: отдыхают пальчики ног, отдыхают пяточки, колени отдыхают, расслабляется спинка, отдыхает животик и т.д.

И помните, что использовать упражнения для логоритмики нужно так же, следуя принципу «от самого простого». Регулярность занятий логоритмики так же ориентировочно составляет 2 раза в неделю, с учётом возможностей ребёнка, от 5 минут до 30 минут. Если же ребёнок самостоятельно предлагает вам потанцевать с ним по мимо занятий, уделите этому внимание и дайте ребёнку такую возможность.

 

            Арт-терапия в домашних условиях: лепка, изотерапия и песочная терапия.

Лепка - процесс создания скульптурного произведения, связанный с работой над мягким пластическим материалом. Лепка имеет большое значение для обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья. Лепка выполняет следующие функции: коррекционно-развивающую, обучающую, коммуникативную, релаксационную, воспитательную. Виды материалов для лепки: пластилин и тесто для лепки. Пластилин нужно выбирать хорошего качества, он не должен быть ни слишком твёрдым, ни слишком мягким и тянущимся. Если пластилин липнет к рукам, то лепить из него трудно. А если он слишком твёрдый, то детям трудно его размять, да и детали могут разваливаться.  Не стоит приобретать пластилин с фруктовым запахом, дети часто пытаются откусить пластилин, и дополнительные пищевые ароматизаторы, только усилят это желание. Прежде чем приступать непосредственно к лепке, стоит потренироваться, чтобы подготовить пальчики к непривычной работе. Поэтому сначала можно провести лёгкую пальчиковую гимнастику в игровой форме, или сделать небольшой массаж пальчиков ребёнка и разогреть руки. Чтобы заинтересовать малыша, придумайте игровую ситуацию: к примеру, нужно раскатать карандашиком пластилин для дорожки, по которой покатится Колобок, или при помощи сенсорного шарика «распахать» огород.

 Выбор цвета: начните с выбора цвета пластилина. Предложите ребёнку выбрать, например, из двух цветов. Главное, чтобы ребёнка привлекало, а не отталкивало, поэтому не выбирайте сами за ребёнка - ваши предпочтения могут сильно расходиться. Когда цвет выбран, то не ждите, что ребёнок сам начнёт что-то лепить. Разомните пластилин руками: ребёнок пусть разминает свой брусочек, а вы - свой. После «разминки» можно приступить непосредственно к лепке.

        Основные действия: покажите ребёнку, как можно размять пластилин, отщипнуть от него кусочек, сделать из него лепёшку. Для первого занятия выполнение простейших манипуляций будет достаточно для того, чтобы заинтересовать ребёнка. Отщипывание кусочков пластилина - одно из любимых занятий детей. Направьте это занятие в нужное русло - прилепляйте кусочки на плотный картон или просто на лист бумаги. Более усложнённая версия этого задания: прилеплять кусочки пластилина «со смыслом»: «наряжайте» нарисованную ёлку, вешайте яблочки на нарисованные яблони и т.д. Катайте «колбаски» и шарики из пластилина: двумя ладошками или одной ладошкой о кусок картона или бумаги. Получившуюся «колбаску» можно свернуть в колечко или в змею. А маленькие шарики можно раздавливать пальчиками.

 

Изотерапия - терапия изобразительным творчеством, в первую очередь, рисованием. Рисование - то творческий акт, позволяющий человеку ощутить самого себя, выразить свои мысли и чувства, освободиться от конфликтов и сильных переживаний, развивать эмоции, выражать мечты и надежды. Это не только отражение в сознании окружающей и социальной действительности, но и её моделирование, выражение отношения к ней. Изобразительное творчество позволяет ребёнку ощутить и понять себя, выразить свои мысли, быть самим собой, а также освободиться от негативных переживаний прошлого и настоящего.

         Изотерапия имеет огромный потенциал в нескольких направлениях:

· рисование стимулирует развитие мелкой моторики;

· развитие высших психических функций: мышление, внимание, воображение, речь;

· рисование участвует в согласовании межполушарных взаимоотношений (левого и правого полушария);

· развитие и коррекция эмоционально-волевой сферы ребёнка;

· развитие умения общаться и взаимодействовать;

· развитие чувства уверенности в себе, развитие мотивации познания, творчества и учения.

· коррекция страхов, переживаний и гореваний ребёнка;

· релаксационное направление изотерапии, так как ребёнок снимает напряжение при помощи творчества, отдыхает от негативных мыслей и эмоций.

Необходимые материалы для художественного творчества:

        Художественные материалы оказывают непосредственное воздействие на работу ребёнка. Они побуждают его видеть и осязать, порождают эмоциональный подъем и осознание. Поэтому выбор материалов для занятий с ребёнком имеет огромное значение. Для этого нужно обратить внимание на реакцию ребёнка, понять какой материал вызывает у ребёнка наиболее сильные положительные эмоции и мотивацию к работе, и сначала использовать наиболее интересные для создания и стимулирования мотивации ребёнка к творчеству. Затем спектр материалов можно увеличивать, потихоньку расширяя круг материалов, количество использованных материалов в работе, и сложность самой работы.

Это могут быть:

· краски (пальчиковые, акварель, гуашь), карандаши, восковые мелки, пастель;

· бумага для рисования различных оттенков и форматов, картон;

· кисти разных размеров, и различных диаметров, губки для закрашивания, ножницы, нитки, кусочки шерсти, пуговицы, клей, скотч;

· природные материалы: кора, листья, семена, цветы, пёрышки, ветки, мох, камешки т.д.;

· журналы, газеты, обои, бумажные салфетки, цветная бумага, фольга, плёнка, текстиль и т.д.

 

Основные этапы изотерапии:

        Свободная активность перед собственно творческим процессом.  

Сюда можно отнести и предварительную подготовку ребёнка, и создание мотивации к работе. Часто дети не любят рисование, и наотрез отказываются рисовать. В этом случае можно заранее придумать и рассказать ребёнку, что и как вы будете рисовать, кому вы покажите или подарите рисунок. Если ребёнок все же отказывается включиться в процесс, можно предложить ему просто посмотреть, как рисуете вы, или просто начать рисовать, и ребёнок на определённом этапе заинтересуется действием.  Перед началом для усиления заинтересованности и повышения мотивации и значимости процесса можно использовать игровую деятельность, то есть просто поиграть с материалами, подключить игрушки (Мишка тоже хочет рисовать с нами!). Быть может, перед созданием любого даже самого простого образа ребёнок захочет просто почертить различными цветами, позвольте ему сделать это, позвольте ему быть исследователем. Сам промежуток времени, посвящённый данной деятельности зависит от ребёнка, его потребностей, и его возраста.

Процесс творческой деятельности.

В процессе самой творческой деятельности – рисования, постарайтесь быть рядом с ребёнком, особенно на первых занятиях. Постоянно поддерживайте мотивацию, напоминая и проговаривая, что вы рисуете, что это будет, кому вы будете показывать рисунок, где он будет потом висеть и т.д. Осуществляйте обратную связь с ребёнком, например: какого цвета солнышко, какой формы у солнышка личико, а что ещё есть у солнышка. Так же постарайтесь заметить, какие эмоции испытывает ребёнок во время рисования, и проговаривайте ему свои и его эмоции, например: мне так нравиться твоё облако, посмотри у облака такое же хорошее настроение, как и у тебя сейчас.

Выбор техник и тематики рисунка:

Выбор техник рисования может быть самым разнообразным и не ограничивается только вашей фантазией, но самое главное правило, что выбор техники должен быть ориентирован на ребёнка, с учётом особенностей его развития, возраста, и возможностей ребёнка. В связи с этим начинайте с самого простого рисования одним материалом, и одного образа (солнце, воздушный шарик, облако и т.д.). При выборе тематики рисунка, так же могут быть несколько вариантов развития сценария. Сначала это может быть просто рисование каракулей, чтобы просто научиться водить рукой и пальцем по бумаги, потом это могут быть односложные рисунки, в которых один образ или предмет, затем вы можете предложить нарисовать ребёнку уже два образа и создать тем самым сюжет, и придумать сюжету сказку или историю. Конечно, на первых этапах выбор тематики рисунка будет исходить от вас, но если ребёнок проявляет инициативу и хочет что-то добавить в рисунок, или нарисовать свой, обязательно дайте ему такую возможность. Далее вы можете усложнять рисунки и сделать их тематическими, для того, чтобы через рисунок формировать у ребёнка картину мира: дом, семья, лето, зима, лес, озеро, мечта и т.д.  Желательно установить определённую регулярность, с учётом возможностей ребёнка, в среднем это может быть 2 раза в неделю. Но если ребёнок увлекается, и хочет рисовать чаще, то нужно обязательно к нему прислушаться и дать ему возможность рисовать, помогая ему в этом процессе.

 

 Песочная терапия.

      Игра с песком - это естественная и доступная для каждого ребёнка форма деятельности.  Песок нередко действует на детей как магнит. Их руки сами, неосознанно, начинают пересыпать и просеивать песок, строить тоннели, горы, выкапывать ямки. А если к этому добавить различные игрушки, тогда у ребёнка появляется собственный мир, где он выдумывает и фантазирует, и в то же время учится работать и добиваться цели.

        Песочная терапия имеет под собой широкий потенциал, и несет множество функций:

· снимать напряжение с кончиков пальцев рук и всего тела в целом;

· проигрывать и переживать травмирующие ситуации в жизни;

· развить более позитивную Я-концепцию;

· стать более ответственным в своих действиях и поступках;

· овладеть чувством контроля;

· развить самооценку и обрести веру в самого себя.

     Игра ребёнка является символическим языком для самовыражения. Манипулируя игрушками, ребёнок может показать более адекватно, чем выразить в словах, как он относится к себе, к значимым взрослым, к событиям в своей жизни, к окружающим людям.  Игра в песке даёт средства для разрешения конфликтов и передачи чувств. Игрушки вооружают ребёнка подходящими средствами, поскольку они являются той средой, в которой может осуществляться самовыражение ребёнка. В свободной игре он может выразить то, что ему хочется сделать.   

Можно выделить два вида работы с песком:

· работа с сухим песком;

· работа с песком и водой, работа с влажным песком.

Как организовать работу с песком в домашних условиях: Для проведения песочной терапии в домашних условиях понадобятся:

· ёмкость (поднос, тазик или чашка) для песка, она может быть не очень большой, с бортиками, которые будут защищать от высыпания песка, но позволят ребёнку до него дотронуться. Под ёмкость можно постелить клеёнку, для дополнительной защиты. Для работы с мокрым песком лучше иметь ещё одну отдельную ёмкость. Песок должен быть жёлтого или светло-коричневого цвета, песчинки должны быть среднего размера. Песком заполняется 1/3 ящика. Он не должен быть слишком крупным или слишком мелким. Перед использованием песок должен быть просеян, промыт и обеззаражен — его нужно прокалить в духовке при температуре 200 градусов в течение 30 минут.

· Различные миниатюрные фигурки (дома, деревья, люди, животные, машины, предметы обихода, насекомые и т.д.), игрушки, природный материал, текстиль, и т.д.

Действия детей с песком можно условно разделить на 4 этапа:

· можно использовать песок для мотивации сенсорного развития, положить в песок различные геометрические фигуры, разноцветные дощечки, дощечки с различной текстурой, и играть с ребёнком предлагая ему спрятать фигуры, затем найти квадрат, или разделить фигуры в две стороны по цветам и т.д.;

· совершение определённых манипуляций с песочной поверхностью (дети заполняют песком формочки, рисуют на песчаной поверхности, делают отпечатки, собирают песок в комочки и создают горки);

· проникновение в толщу песка, рытьё ямок и тоннелей, прятанье в песок предметов с их последующим извлечением;

· организация сюжетов, создание композиции – этот тип работы с песком является самым сложным для ребёнка, поэтому идти к нему следует постепенно, формируя не просто манипулирование игрушками в песке, а именно создание сюжета, составление рассказа и анализ ситуаций, возникающих на песке.

         Песок - прекрасный тренажёр, средство для подготовки руки к письму, для овладения специальными движениями.

Существуют поэтапные направления работы с песком:

· ориентировочный этап – мы просто знакомимся с песком, сыплем песок на пальцы и ладони, прячем ладони в песок ребёнку, он засыпает ладони вам (развитие взаимодействия), строим горки, разрушаем горки, роем туннели и т.д. При этом стараемся проговаривать все действия и ощущения. После этого можно добавить сенсорные эталоны, стимулируя развитие высших психических функций (мышление, внимание, воображение, память, речь);

· переход от предметно-манипулятивной игры к сюжетно-ролевой - на этом этапе мы добавляем игрушки, комбинируем сухой и мокрый песок, показываем ребёнку, как мы строим в песочнице историю, или целый мир, составляем рассказ вместе с ребёнком;

· переход к самостоятельным действиям - это самостоятельное путешествие ребёнка по сказочной песочной стране, в которой он уже сам старается создать какую-либо историю. Не нужно опасаться, что историю у ребёнка будут сначала примитивны, помогайте ему, подсказывайте, что можно ещё придумать в этой истории и какие могут быть варианты развития этой истории. Важно отметить, что на том этапе необходимо постараться ввести ребёнку навык действия, то есть управления движениями и событиями в истории, например: утром мама готовит завтрак и дочка помогает ей, а папа собирается на работу;

· подготовка к самостоятельной жизни – это самый сложный, но важный момент возможностей песочной терапии, когда на песке вы с ребёнком «проигрываете» разнообразные жизненные ситуации. Это могут быть как разнообразные бытовые ситуации, так и ситуации, которые вызывают у ребёнка тревогу и страх. Разыгрывая подобные ситуации, вы можете косвенно предложить ребёнку новый опыт, прожить эту ситуацию и уменьшить силу тревоги и страха перед сложными жизненными ситуациями в реальности

 

Игровая терапия – метод психотерапевтического воздействия на детей и взрослых с использованием игры.  Игра – это движущая сила интеллектуального развития ребёнка. Именно в игре малыш развивается эмоционально, интеллектуально и физически. Играя, ребёнок знакомится с окружающим миром и учится существовать в нём. Игра доставляет ребёнку много положительных эмоций, он очень любит, когда с ним играют взрослые. С самого раннего возраста родителям необходимо воспитывать у детей дружеские чувства, умение действовать вместе, согласованно. Лучшая помощница в этом - игра.

Основные формы игротерапии:

  Основными формами работы с детьми в рамках игротерапии являются подвижные, пальцевые, сюжетно-ролевые и дидактические игры.

 Подвижные игры направлены на развитие основных движений и разнообразных двигательных навыков, совершенствование общей моторики и развитие зрительно-двигательной координации. Кроме того, подвижные игры развивают не только двигательные навыки детей, но и эмоционально-волевую сферу, позволяют установить контакт с ребёнком, формируют у него умение действовать сообща, подчинять своё поведение правилам игры.

 Пальцевые игры также оказывают заметное влияние на общее психофизическое развитие, помогают ребёнку сформировать образ «телесного Я», способствуют развитию речи и невербального общения. Игры с пальчиками могут быть использованы и в форме развлечения, и для закрепления у детей знаний, бытовых навыков и навыков общения.

 Сюжетно-ролевые игры, в процессе которых дети расширяют свой кругозор, запоминают многие факты и детали того или иного значимого события, стимулируют познавательную деятельность за счёт того, что в условиях сюжетно-ролевой игры информация воспринимается одновременно посредством трёх систем: зрительной, слуховой, тактильной. Многие из этих игр являются повторением и закреплением знаний детей, приобретаемых в практической жизни.

 Дидактические игры – одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребёнка. В дидактической игре создаются такие условия, в которых ребёнок получает возможность самостоятельно действовать в определённой ситуации или с определёнными предметами, приобретая собственный действенный и чувственный опыт. Это способствует расширению представлений, закреплению и применению полученных знаний.

Виды игрушек.

Сюжетные или образные игрушки. Это куклы, фигурки животных, мебель, посуда, предметы домашнего обихода. Центральное место отводится кукле. Ребёнок во время игры как бы одушевляет куклу, разговаривает с ней, доверяя ей свои тайны и радости, проявляя о ней заботу. К этой группе игрушек относятся и сказочные персонажи. К образным игрушкам также относятся те, что изображают зверей, домашних животных. Дети их кормят, купают, укладывают спать, лечат, ходят с ними на прогулки.

Технические игрушки.

Эти игрушки все больше входят в жизнь. К ним относятся: транспорт, конструкторы, всевозможные технические агрегаты. Особой популярностью у детей пользуются разнообразные конструкторы «Лего», развивающие мелкую моторику, ориентировку в пространстве, мышление, творчество.

Игрушки-забавы.

Это смешные фигурки зверей, животных, человечков, например, зайчик, играющий на барабане, или повар, готовящий яичницу. В основе их лежит движение, сюрприз, неожиданность. Их назначение - позабавить детей, вызвать смех, сопереживание, радость, воспитать чувство юмора.

Спортивные игрушки.

Это особый тип игрушек, способствующий повышению двигательной активности детей, развитию координации движений, ориентировки в пространстве.

Театральные игрушки.

Эти игрушки по содержанию являются образными, но имеют особое назначение - служат целям эстетического воспитания, развития речи, воображения. К ним относится, например, Петрушка.

Музыкальные игрушки.

Это погремушки, колокольчики, бубенцы, дудочки, игрушки, изображающие пианино, балалайки и др. музыкальные инструменты.

Дидактические игрушки.

Этим игрушкам принадлежит особое место. С помощью дидактических игр дети знакомятся с цветом, формой, величиной и т. д. К ним относятся разноцветные вкладыши, матрёшки, мозаики, пазлы, лото и др. Эти игрушки воспитывают у детей сосредоточенность, настойчивость, целеустремлённость, умение доводить дело до конца, а также способствуют развитию мелкой моторики.

Строительные игрушки.

Они состоят из геометрических тел, развивают мелкую моторику, ориентировку в пространстве, мышление, воображение, творчество.

Покупая своему ребёнку очередную игрушку, задумываетесь ли Вы над тем, чему она научит ребёнка? Какие чувства возникнут у него? Не испугает ли она его? Родителям нельзя забывать о том, что игрушка должна не только чему-либо научить ребёнка, но и пробуждать в нём радостные, тёплые чувства. Таким образом, от того, насколько успешен будет Ваш выбор, зависит настроение ребёнка и прогресс в его развитии. При покупке игрушек руководствуйтесь простым правилом – игрушки следует выбирать, а не собирать!