«Нам катастрофически не хватает специалистов»: эксперты — о проблемах и перспективах инклюзивного образования в России

06.02.2020

В Общественной палате РФ обсудили продвижение и поддержку образования для детей и взрослых с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

За последние пять лет для инклюзивного образования на законодательном уровне сделано многое. Большой вклад в эту работу внесли НКО и родительские организации. Однако есть еще много проблем с правоприменительной практикой, над которыми предстоит работать. Об этом заявила на круглом столе в ОП РФ Людмила Вакорина, директор Центра защиты прав и интересов детей.

Обучение в школе и вузах

«Нам катастрофически не хватает специалистов. Это большая проблема, — отметила эксперт. — Инклюзия невозможна без качественно организованной психолого-педагогической помощи. Нужны сопровождающие специалисты: психологи, логопеды, дефектологи, тьюторы».

Вакорина подчеркнула, что Минпросвещения уже подготовило стратегию развития образования людей с ОВЗ до 2030 года, которая определит направления госполитики в сфере образования и механизмы для достижения лучших результатов. Среди направлений — повышение доступности и качества образования, социальной интеграции людей с инвалидностью.

При Совете по развитию педагогического образования создана рабочая группа по модернизации дефектологического образования. Она займется в том числе разработкой профстандарта «педагог-дефектолог», подготовкой плана по развитию дефектологических кафедр и факультетов, увеличением числа специалистов высшей квалификации, кандидатов и докторов наук по специальности «коррекционная педагогика и коррекционная психология», подготовкой программы наставничества при трудоустройстве выпускников.

«Уже подготовлен законопроект федерального закона о внесении изменений в отдельные законодательные акты в части обеспечения прав на образование лиц в ОВЗ, — сообщила Людмила Вакорина. — Этот документ уточняет категорию обучающихся, которым необходимы специальные условия для получения образования, определение «психолого-педагогической реабилитации детей с инвалидностью»: в каких случаях и кому она нужна, какие специалисты и каким образом ее оказывают».

Обучение дома

По мнению Вакориной, в России сейчас некачественное надомное обучение. «Проблема не в том, что детей, обучающихся на дому, становится больше. В каких-то ситуациях школе действительно проще учить ребенка дома, чем создавать условия в учреждении, — говорит эксперт. — Вопрос в качестве. Объем учебной нагрузки и предметы, которые предусмотрены федеральными государственными образовательными стандартами, не соответствуют действительности».

Коллегу поддержала Анна Битова, директор Центра лечебной педагогики: «Надомное обучение должно быть по количеству занятий такое же, как с посещением. Если не додают, давайте писать в министерства федеральные и региональные. Об этой проблеме надо активнее говорить родителям. Нужно коллективно добиваться, чтобы это право нарушено не было».

Кроме того, Битова обратила внимание на инклюзию в детских садах.

«Важная часть инклюзивного образования – это детские сады. Чем раньше мы начнем инклюзию, тем лучше результат и для детей, и для социума в целом. В регионах открываются возможности для посещения детьми с ОВЗ детских дошкольных учреждений, но в основном они специализированные, а не инклюзивные», — констатировала эксперт.

 

Источник https://www.asi.org.ru/news/2020/02/04/inklyuziya-problemy/